Во время сравнительно недавней Фолклендской войны 1982 года британский журнал «Soldier» не без коварного умысла публиковал фотографии, изображающие гуркхов, точащих свои кхукри перед боем с аргентинскими войсками, что вкупе с искусно распространяемыми слухами весьма деморализовывало несчастных аргентинцев, доводя до того, что те, едва завидев наступающих гуркхов, просто бросали оружие и сдавались.
Около 40 вооруженных грабителей ночью остановили поезд в джунглях Западной Бенгалии и начали грабить пассажиров. В этом поезде возвращался домой демобилизованный солдат-гуркх. Он вступился за девушку, которую пытались изнасиловать и достал свой боевой нож-кукри. Убил троих, ранил восьмерых, остальные бежали
С незапамятных времен гуркхи владеют особым боевым искусством, которое называется "кукри". Это целый набор приемов с использованием одноименного ножа. С помощью кукри непальские горцы могут мгновенно поразить противника, нанеся ему резкий и беспощадный удар. С таким ножом гуркху не страшен и крупный зверь.
Нож кхукри – тяжёлый, массивный и очень прочный, а также замечательно сбалансированный, что позволяет использовать его и как метательное оружие. Каждое изделие проходит через заботливые руки кузнецов, ведь настоящий кхукри до сих пор изготавливают методом ручной ковки, так что это, в своём роде, изделие hand made. Размеры кхукри могут быть самыми разными – от габаритного меча до ножа. Он может успешно служить не только для жестокого убийства противников, но и для вполне мирных работ, как удобный и надёжный инструмент. Ну, там карандашик поточить, огород прополоть, капусту порубить…
Совпадение названий боевого ножа и боевого искусства неслучайно. Здесь скрыт глубинный философский смысл. Его суть можно сформулировать так: если нет серьезного повода убить человека, то не следует выхватывать нож. Гуркх никогда не станет драться кулаками или ногами, он скорее убежит, чем вступит в такую потасовку. Это не по-гуркхски. Это ниже достоинства горца. Меряться с кем-то силами ради удовлетворения собственных амбиций, а еще хуже, ради того, чтобы решить бытовой спор — вне кодекса чести непальского воина. Но если его достоинство затронуто всерьез и противник не намерен раскаиваться, тогда гуркх обнажает стальной клинок. И горе провинившемуся. Наказав виновного, гуркх не кипит от ненависти, остается спокойным и о содеянном не сожалеет. Он поступил по неписаному закону своих предков.
Гуркхи участвовали во многих военных кампаниях Британской империи и снискали славу верных своему долгу, дисциплинированных, умелых бойцов. Вот что, к примеру, сказал о них фельдмаршал лорд Слим: "Господь создал гуркхов как идеальных пехотинцев, стрелков - храбрых, стойких, терпеливых, легко приспосабливающихся, искусных в маскировке, испытывающих гордость за свою военную историю, отвечающих преданностью. К этому можно добавить честность в словах и делах, безупречный строй, бодрый дух. Я всегда испытывал большое удовлетворение от службы с солдатами-гуркхами".
Уроженцы высочайших гор мира и густых непроходимых джунглей, гуркхи имели неоспоримое преимущество при ведении боевых действий в подобных условиях. Первая мировая война стала более серьезным испытанием для гуркхских стрелков. И все же они отличились и на европейских равнинах. Вначале о гуркхах мало кто знал, но после ряда жестоких сражений о них заговорили - в войсках Антанты - с восторгом, а у их противников - со страхом.
Немецкие пехотинцы, сами по праву считавшиеся одними из лучших солдат Старого света, с ужасом рассказывали, что маленькие (трудно попасть), темные (ночью не видно лиц) азиатские "варвары" идут в наступление на пулеметы, даже не пригибаясь, и, несмотря на то, что многие погибают, никогда не отступают. Понятие "атака захлебнулась" для них не существует. Уцелевшие под вражеским огнем и ворвавшиеся в неприятельские окопы гуркхи вырезают всех оказавшихся там страшными кривыми ножами - кукри.
Еще интересные истории из жизни:
В гуркхскую часть прибыл авиационный офицер для того, чтобы набрать солдат для десанта. Обратившись к строю, он спросил: "Кто согласен спрыгнуть с самолета в тыл врага - выйти вперед". Гуркхи поинтересовались, на какой высоте будет проходить полет. Не понимая, для чего им нужны эти сведения, офицер ответил: "Примерно три тысячи футов". Тогда из строя вышло около трети солдат. "И это неустрашимые гуркхи, - скептически произнес офицер. - Остальные испугались?" "Если бы самолет летел пониже, согласились бы все", - объяснили ему. Оказалось, простодушные гуркхи не поняли, что их обеспечат парашютами.
Когда из засады японцы начали забрасывать подразделение гуркхов гранатами, они, нимало не смутясь этим гибельным обстоятельством, успевали ловить эти "подарки" противника и в него же их метать. Японцы в том бою не были столь проворны, вернее, не ожидали ничего подобного и оказались буквально перебиты осколками своих же гранат.
- Три гранаты я успел перебросить, но четвертая разорвалась в руке, - объяснил старый солдат, показывая покалеченную руку.
Вот такие они - гурки...