Папирус Эдвина Смита: древнейший учебник хирургии, опередивший своё время (6 фото)
В 1862 году американский египтолог Эдвин Смит приобрёл у торговца древний свиток. Он не смог его расшифровать, но почувствовал, что держит в руках нечто важное и ценное.
Папирус оставался с ним до самой смерти в 1906 году, после чего дочь Смита передала манускрипт Нью-Йоркскому историческому обществу. Именно там была впервые осознана подлинная ценность документа, ныне известного как папирус Эдвина Смита.
Листы VI и VII папируса Эдвина Смита в Зале редких книг Нью-Йоркской медицинской академии
Это медицинский трактат, древнейший в мире учебник по хирургии. Он был создан около 1600 года до нашей эры, однако тщательное изучение письма показало, что это лишь копия более древнего сочинения, которое, как полагают, написали в период 3000-2500 годов до нашей эры. Писец, делавший копию в XVII веке до нашей эры, допустил ряд ошибок, некоторые из которых затем исправил на полях. В конце концов, он отложил свиток и оставил его незавершённым, и причина этого навсегда останется тайной.
Даже в незаконченном виде папирус Эдвина Смита стал сенсацией, ибо впервые показал, что древние египтяне обладали знаниями в области анатомии и медицины, далеко превосходящими прежние представления. Что особенно важно, он продемонстрировал, что понимание египтянами травматических повреждений, которым в папирусе уделено много внимания, основывалось на наблюдаемой анатомии, а не на магии или снадобьях.
Вероятно, этот папирус был руководством для военных хирургов. В нём описано 48 ран и травм, таких как повреждения, переломы, вывихи и опухоли. Каждый случай изложен в формате, удивительно близком современным врачебным стандартам. Сначала следует анамнез и физический осмотр пациента, включающий проверку пульса, осмотр ран на предмет воспаления и оценку общего вида, например, цвета глаз и лица, характера носовых выделений, скованности конечностей и живота.
Египтолог Эдвин Смит
После осмотра ставится диагноз и прогноз. При этом врач оценивает шансы пациента на выживание, относя травму к одной из трех категорий: «болезнь, которую я буду лечить», «болезнь, с которой я буду бороться» и «болезнь, которую не следует лечить». Наконец, предлагаются варианты лечения, которые могут включать закрытие ран швами и повязками, фиксацию сломанных костей шинами, предотвращение и лечение инфекции мёдом, а также остановку кровотечения с помощью сырого мяса, что демонстрирует знание антисептических методов и антибиотиков.
Издание «Брэсте» (1930): фотография оригинального папируса на левой странице, транскрипция иероглифов на правой странице
Папирус Эдвина Смита также содержит первые в истории описания черепных швов, мозговых оболочек, внешней поверхности мозга, спинномозговой жидкости и внутричерепной пульсации. Египтяне прекрасно понимали, что повреждение определённых частей мозга может влиять на функции тела, вызывая такие состояния, как паралич. В документе зафиксирована связь между местом черепной травмы и стороной поражённого тела, а также отмечено, что раздробление позвонков нарушает двигательные и сенсорные функции.
Папирус показывает, что египтяне обладали безупречными знаниями анатомии человека. В нём описаны сердце, его сосуды, печень, селезёнка, почки, гипоталамус, матка и мочевой пузырь, хотя физиологическая функция каждого органа не была до конца понята. Они знали, что кровь циркулирует по телу по сосудам, за четыре тысячелетия до того, как Уильям Гарвей открыл кровообращение, но не понимали, как именно.
Прошла ещё тысяча лет, прежде чем наши знания о человеческом теле углубились благодаря трудам таких древнегреческих врачей, как Герофил, Эразистрат и Гиппократ. И всё же некоторые процедуры, описанные в папирусе, демонстрируют уровень медицинских познаний, превосходящий даже знания Гиппократа. Увы, полный объём медицинских знаний древних египтян так и останется для нас тайной.


















