Преисподняя, созданная мечтателями. Золотой рудник Серра Пелада глазами всемирно известного фотографа Себастио Сальгадо (10 фото)
Когда я впервые увидела этот снимок, я не сомневалась, что это работа фотографа XIX века.
Тем не менее, он был сделан сравнительно недавно, в 1986 году, знаменитым бразильским фото-журналистом Себастио Сальгадо.
Именно он рассказал миру об Аде на Земле, созданном человеческой алчностью.
Позже Сальгадо вспоминал, что при виде этой того, что происходило на руднике Серра Пелада, каждый волосок на его теле вставал дыбом. Он сравнил эту поездку с путешествием к заре времен, когда строились пирамиды и разворачивалась история всего человечества.
Начало событиям было положено в 1979 году в Бразилии, в деревне на притоке Амазонки.
Пастух по имени Жозе да Сильва нашел в реке золотой самородок. Произошло это на земле его работодателя, а потому мужчина отдал ему золото.
Спустя несколько дней хозяин передал ему пачку денег, которой хватило на мечту Жозе и его жены — маленький домик. Сам же фермер вызвал экспертов, которые подтвердили, что его земля — это золотая жила.
Так началась история большого бразильского рудника Серра Пелада.
Уже спустя 5 недель со всех уголков страны в Серра Пелада прибыли 10 тыс. золотоискателей, еще 12 тыс. охотников за удачей, обуреваемых мечтой мгновенно разбогатеть, обосновались по соседству. Причем, приезжали не только безработные, но и учителя, юристы, конторские служащие и проч. вполне устроенные в жизни люди. В Бразилии таких старателей-одиночек называют «гаримпейрус» (порт. Garimpeiros). К маю 1980 г. золотоносная земля была распродана, и 4 тыс. счастливцев стали обладателями крошечных участков площадью не более 9 м². И золотоискатели принялись копать. В период расцвета на шахте «Серра Пелада» одновременно трудилось около 100 тыс. человек. Словно муравьи они кишели в огромном открытом карьере, который с каждым днем становился все глубже. Очень быстро земли фермера превратились в гигантский котлован.
Рудник находился вдалеке от дорог, добраться до него можно было только пешком. Из ближайшего города надо было дойти до конца грунтовой дороги, оттуда предстояло преодолеть почти 15 км, чтобы прибыть на место. Поэтому добыча золота на месторождении велась исключительно вручную. Каждому искателю для раскопок выделялся клочок земли площадь 2 м². Поскольку копатели были ограничены границами своих участков, им оставалось копать вглубь. Чем глубже были ямы, тем опаснее они становились. Перемычки между соседними «колодцами» становились все более тонкими, и нередко обрушались, засыпая старателей. Ручей, некогда принесший золотой самородок, весь был заставлен промывочными лотками и тазами. Цепь огромных ям, напоминавших вулканические кратеры, кишела полуголыми людьми, измазанными грязью с головы до ног. Из-за этого золотоискателей называли «грязевыми свиньями» (порт. Porco de lama).
В карьере «Серра Пелада» людям приходилось работать в немыслимых условиях. От зари до зари они сновали вверх-вниз по хлипким узким деревянным лестницам и веревкам, которые работяги называли «Прощай, мамочка» (порт. «Adeus-mamãe»). На откосах склонов карьера видны следы многочисленных оползней. Креплением тут никто не занимался, оползни и обрушения не раз хоронили под собой искателей счастья. Временами раздавались пистолетные выстрелы — это торжествующие гаримпейрус оповещали мир о найденном самородке. Но даже счастливчики, кому благосклонно улыбнулась фортуна, менее всего походили на богачей. Изможденные, одетые в грязные отрепья, пропившиеся насквозь.
Когда беспросветно однообразный нечеловеческий труд приносил щепотки драгоценного металла, первым желанием изможденного гаримпейру было забыться в хмельном угаре в объятиях жрицы любви. Восстановить силы старатели пытались с помощью кашасы (самогон из сахарного тростника), сбываемого здесь барышниками по баснословным ценам. Своими рассказами об огромных самородках и мгновенном превращении нищих в королей хмельные «старожилы» подпитывали радужные мечты неудачников – «блефадо».
Рядом с шахтой выросли стихийные поселки, где копатели ночевали в убогих хижинах или просто под открытым небом в гамаках, атакуемые тучами москитов. В трущобах процветали пьяные драки, страшные болезни, проституция, убийства. Только по данным полиции, в самообразовавшихся поселениях совершалось по 60-80 убийств в месяц. Здесь регулярно происходили стычки старателей с бандитами и стражами порядка. Тысячи продажных женщин и несовершеннолетних девочек предлагали себя старателям за крупицы золота.
Через 3 месяца после открытия золота бразильские власти установили строгий контроль за деятельностью рудника. С того момента шахтеры должны были продавать добытое золото правительству. Рядом с карьером разместилось отделение Федерального сберегательного банка, где старателям платили примерно 70% от той цены, которая была выставлена на Лондонской золотовалютной бирже. По официальным данным, за 6 лет золотоискатели «Серра Пелада» добыли около 45,5 Тн золота. Хотя специалисты считают, что эта цифра составляет лишь 10% от реальной добычи. Ведь основная часть драгоценного металла сбывалась на черном рынке. Пока власти не взяли на себя контролирование сбыта добычи старателей и не ввели лицензии для работы на склонах Голой горы, немалое количество драгоценного металла успело попасть к перекупщикам и уплыть за границу (больше всего в США).
Конец золотодобычи
В 1985 г. в связи с многочисленными оползнями, полнейшим отсутствием обеспечения безопасности и гигиены труда, а также вследствие открытия многочисленных судебных дел, шахта была закрыта. Наводнение в 1986 г. заставило полностью прекратить разработки в карьере. Властями был наложен государственный запрет на добычу золота. Созданный вручную гигантский карьер, заполненный грунтовой водой превратился в котлован с цепью мрачных грязных озер. В 1992 г. правительство Бразилии объявило карьер «Серра Пелада» Национальным историческим заповедником, закрыв легальный доступ копателям. Однако в 2002 г. бразильский Конгресс отменил это решение, и власти начали распределять небольшие участки частным золотоискателям.
Геологические исследования показывают, что на сегодняшний день карьер «Серра Пелада» хранит в своих недрах от 20 до 50 Тн золота (!). Но добыча ценного металла затруднена тем, что золотоносный пласт залегает под илистым дном озер. В 2012 г. совместное предприятие «Colossus Minerals Inc и COOMIGASP» получило лицензию на разведку заповедной территории. В середине 2013 г., после 20 лет затишья, в руднике начались подготовительные работы. Вновь расправила крылья надежда найти оставшееся золото, которое хранится в недрах «Серра Пелада».
Себастьян Салгаду, рассказавший миру о «земном аде»
История знает не менее 30 вспышек «золотой лихорадки» — неорганизованной массовой добычи золота на вновь открытых месторождениях. Масштабы разработок и хищнические методы промысловиков сложно себе представить. Однако благодаря известному бразильскому фотографу-документалисту Себастьяну Салгаду (порт. Sebastião Ribeiro Salgado; г/р 1944) сегодня в архивах хранится несколько сотен снимков, свидетельствующих о «золотой лихорадке», полыхающей в знаменитом карьере «Serra Pelada».