Рыбы-консерваторы остались рыбами, рыбы-новаторы поползли к прогрессу и выбрались на сушу. Но, похоже, в конструкторе животных деталей на всех не хватило. Большой сирен точно не рыба, но до полноценной амфибии у него явно не хватает запчастей!
Смотрит в будущее с оптимизмом.
Итак, большой сирен состоит из следующих деталей:
— Туловище саламандры — 1 шт;
— Длинный хвост тритона — 1 шт;
— Голова аксолотля (глаза-бусинки и 3 пары жабр в комплекте) — 1 шт;
— Крохотные, недоразвитые лапки — 2 шт (50% от комплекта);
— Лёгкие — 2 шт (слишком маленького размера);
— Сердце рыбье, двухкамерное — 1 шт;
— Боковая линия, сенсорный орган рыб — 1 пара.
Грустит об отсутствии задних лапок...
С таким набором о нормальном выходе на сушу не стоит и мечтать, вот сирен и не вылезает почти. Он опустился на самое дно канав, болот и озёр трёх штатов США: Флориды, Джорджии и Алабамы. В прогретых южным солнцем мелководьях даже недоукомплектованный сирен не испытывает никаких проблем с поиском пищи. Вырасти до метра в длину для него — обычное дело. А это, между прочим, третье место в списке самых крупных амфибий в мире. Достижение, даже если ты ходишь на всех четырёх!
Ничего необычного, просто наш герой вылезает на берег, чтобы переселиться в другой водоём!
Правда, чтобы вырасти до таких размеров, нужно вертеться изо всех сил. Так как сирен обделили ещё и нормальным зрением, он полагается на нюх и боковые линии — особые органы, позволяющие тонко чувствовать движение воды вокруг себя. В мутной воде, ночью, амфибия становится опасным хищником даже несмотря на недостаток лапок. По крайней мере, опасным по меркам мелких ракообразных, улиток и сонных мальков.
Наверное жутко увидеть такое ночью в лесу. Метровая черная сосиска с маленькими ручками ползёт по подстилке.
А если мясной пищи вокруг маловато, сирен переключается на водоросли и молодую водную растительность. Это крайне нетипично: из 8500 видов амфибий растениями питаются меньше 10.
Размер жабр сирен зависит от их возраста и насыщенности кислородом водоёма, в котором они живут. Чем легче дышать – тем меньше жабры.
Днём сирен из опасного хищника превращается в близорукую закуску для небольших аллигаторов и ужей. Для него настает время тактически бежать в густые переплетения водных растений, что делает его довольно труднодоступной добычей. Жаль только, засуху переждать в кустиках не получится. Но и с ней сирен справляться умеет. Когда уровень воды падает, амфибия прибегает к гениальной тактике — самокопанию в иле. Соорудив на скорую лапу кокон из слизи и отмершей кожи, сирен может уйти в спячку, пока живительная влага не вернётся. И в иле животное может проваляться до 3 лет!
О нет, я попал в клюв роковой судьбы, вся жизнь моя висит на волоске! А я столь много ещё не сделал!
Тяга к пряткам и маскировке, конечно, спасает жизни недоразвитых амфибий, но она же мешает учёным исследовать самые пикантные особенности их жизни. Предполагается, что оплодотворение у них внешнее, а самцы должны добиваться внимания самок. После оплодотворения икры самцы берут на себя все обязанности по её защите. Яжебати становятся непроходимым бастионом на пути опасностей. Настолько непроходимым, что они отгоняют от малышни даже родную мать!
Сирен можно размножать в неволе, но для этого потребуется большой аквариум с правильно подобранными характеристиками воды и обилием водной растительности.
Через несколько недель из яиц вылупляются уменьшенные копии родителей, сразу же готовые покорять водоёмы наравне со старшим поколением. Ведь большой сирен — это неотеническая амфибия. Они остаются личинками на всю жизнь и даже размножаются в личиночной стадии. Совсем как аксолотли!