Эти животные никогда не видели пустынь. Они — корабли океанов, а не барханов. Верблюды Харай рвут все шаблоны. Это единственные в своем роде морские верблюды, способные за раз проплыть 10 километров!
Да, я корабль. А что такое пустыня?
Верблюды Харай — малочисленная и редкая порода, прописавшаяся на побережье штата Гуджарат, что в Западной Индии на самой границе с Пакистаном. Внешне они почти неотличимы от других верблюдов. Подумаешь, ноги немного длиннее. Подумаешь, уши другой формы. С первого взгляда и не подумаешь, что Хараи ничего не знают о пустынях.
С ума сойти, верблюды причаливают к берегу! Надо сфотографировать, а то мне никто не поверит!
Их вотчина — густые мангровые джунгли на побережье Арабского моря, в которых животные проводят 9 месяцев в году! А в сезон муссонов они даже отправляются вплавь на прибрежные острова, где растёт особо сочная растительность. Целыми днями верблюды находятся в окружении воды и сочной зелени, где, казалось бы, им совсем не место.
Сусанин! Куда ты нас завёл?! Впрочем, нам нравится...
И только местные жители да учёные знают: мангровые леса так же жестоки, как и песчаные пустоши. Да, воды и зелени вокруг много, но они отравлены солью. Другие прирученные человеком животные не могут прокормиться здесь в принципе.
На слово «Харай» переводится как «солёный». Верблюдов так назвали то ли из-за кристаллизурующейся на шкуре соли, то ли из-за образа жизни.
Верблюды способны прожить несколько дней без воды. Но они не могут жить без неё вообще. В засуху люди поят своих зверей из колодцев на материке. Но в сезон дождей маладхари, погонщики верблюдов, гонят стада на острова, где в низинах дождевая вода образует пресные водоёмы. Там верблюды проведут от полугода до девяти месяцев.
Есть советский фильм «Полосатый рейс». А в Индии есть своя версия — «Горбатый рейс».
То, как гигантское стадо отправляется в путь, поистине впечатляет. Под внимательным взглядом погонщиков стадо из сотен верблюдов бросается в воду, чтобы пересечь пролив между островом и побережьем! Способность плавать для верблюдов неудивительна, они держатся на воде поразительно хорошо для кораблей пустыни. Но только хараи могут проплыть 10 километров за раз!
Сейчас бы бросить всё и отправиться купаться с верблюдами!
Хараи играют огромную роль в жизни народа гуджарати. В прошлом они были единственным стабильным источником шерсти, мяса и молока, а сейчас обеспечивают работой тысячи людей в десятках деревень. Но их значимость для местных жителей Индия оценила лишь в 2015 году.
Многие маладхари всю свою жизнь посвятили верблюдам и не видели ничего, кроме мангровых лесов и плавающих верблюдов.
Государство официально признало существование породы и обязалось обеспечить ей надёжное будущее: увеличить поголовье животных и раздать гранты учёным, заинтересованным в изучении феномена морских верблюдов.
Если в 2015 году поголовье верблюдов насчитывало около 10 тыс. особей, то к 2021 их число сократилось в половину — до 4.5 тыс.
Только вот слова и обещания разбиваются о суровую реальность. Сегодня Индия — это государство, которое вкладывает огромные ресурсы в развитие промышленности. Поэтому берег штата Гуджарат стремительно расцветает портами и соледобывающими предприятиями. Мангровые джунгли за пределами заповедников массово вырубаются, а верблюдов в природоохранные территории никто не пускает.
Кто-то из них будет вынужден потесниться. И у меня есть нехорошее предчувствие...
Животные оказались в подвешенном состоянии. С одной стороны, государство обещало сохранить породу и обеспечить местным жителям место для народного промысла. С другой, Индии жизненно необходимо развиваться, и здесь нельзя обойтись без жертв. Судьба уникальной породы туманна, как и судьба их владельцев.