Сверхсекретный проект “Азориан”: как американцы подняли погибшую советскую подлодку с пятикилометровой глубины (9 фото)
На подготовку этой операции ушло 6 лет.
К-129 была дизельной субмариной из первого поколения советских подлодок с баллистическими ракетами. В феврале 1968 года она заступила на дежурство в Тихом океане к северу от Гавайев. Цель - в случае войны со Штатами, подойти к американским берегам и выпустить ракеты.
11 марта подлодка перестала выходить на связь. Сперва в штабе не увидели в этом ничего критического: для отправки сигнала, субмарине надо было всплыть или выпустить буксируемую антенну. Оба варианта могли её демаскировать, так что военное руководство решило, что командир судна просто готовится связаться с ними в ближайшее время.
Прошло 2 недели, а сигнал от К-129 так и не пришёл.
Вот тогда военные стянули корабли и самолёты-разведчики в северную часть Тихого океана и начали поиск подлодки. Руководство понимало, что она, скорее всего, лежит на дне, поэтому искало малейшие признаки катастрофы. Например, масляное пятно на поверхности. Поиски закончились ничем.
Тут-то и подключились американцы.
Они заметили бурную активность советского ВМФ и проанализировали записи системы SOSUS (Sound Surveillance System, звуковая система наблюдения). Это сеть микрофонов-гидролокаторов, они раскиданы по разным участкам океана. Спецы прослушали мартовские записи и нашли необычный шум. Что-то вроде мощного хлопка или имплозии - взрыва, направленного внутрь.
После этого определили точное расположение затонувшей подлодки: она лежала на глубине почти в 5 километров, на полпути между Гавайями и Северными Курилами. СССР вёл поиск в сотнях миль от этого места. Затем туда запустили атомную субмарину спецназначения Halibut с фото- и видеокамерами системы FISH. И получили множество снимков с места аварии. Эксперты их изучили, а военные решили поднять подлодку. Исследовать её ядерные ракеты, криптографическое оборудование и прочие элементы.
Эту операцию курировало ЦРУ, она называлась “проект Азориан”. Для неё подготовили легенду: якобы геологи заявили, что в той части Тихого океана обнаружены донные железомарганцевые отложения. Поэтому туда направилось судно Hughes Glomar Explorer - на его борту был Говард Хьюз, миллиардер и близкий к военным структурам человек. От имени его горнодобывающей компании и велись работы.
На подготовку ушло 6 лет. И в июле 1974 года корабль прибыл к месту назначения. В днище Glomar Explorer была прорезь, длиной в десятки метров, а над ней - подъёмные краны и другое спецоборудование.
Это выглядело вот так:
Устройство прозвали “Клементиной” - при спуске на глубину, к ней прикрепили вертикальную стальную трубу толщиной около полуметра. Затем к этой трубе привинчивали ещё одну, такую же, и в итоге длина этого подвеса достигла нескольких км.
“Клементина” достигла дна и подцепила переднюю часть субмарины. Но на пути к поверхности, один из когтей устройства отломился и К-129 снова ушла на дно. Удалось захватить лишь носовой сегмент длиной в 12 метров. Позже американцы уверяли общественность, что те фрагменты подлодки больше не поднимали. Хотя это спорно - ведь там была рубка, ракеты и пусковая шахта.
Но в том 12-метровом фрагменте была масса технической документации, вплоть до инструкции по по эксплуатации баллистических ракет. Там же нашли останки шестерых погибших советских моряков. Их отпели и, по морскому обычаю, похоронили в океане.
Что касается причин гибели подлодки, есть две основные версии. Первую озвучил советский адмирал Виктор Дыгало: по его мнению, К-129 столкнулась с американской субмариной Swordfish. Та в момент катастрофы находилась в той части Тихого океана. А позже в прессу попали снимки подлодки в порту с погнутым перископом.
А вторую версию отстаивал капитан Джек Ньюман, подводник из США. Он прослушал записи системы SOSUS и реконструировал те события: 11 марта капитан судна Владимир Кобзарь приказал совершить несколько резких разворотов и прослушать гидролокатором слепые зоны позади лодки. Затем якобы велел всплыть на перископную глубину и поднять РДП. Это устройство обеспечения работы двигателя в подводном положении, по ней к дизельному мотору поступает воздух.
А в тот день на море был сильный шторм. По версии Ньюмена, одна из волн отразилась от рубки и залила РДП. Он это предусматривает, но в случае К-129, РДП мог быть повреждён. По нему вода попала в аккумуляторный отсек и вызвала замыкание. Кроме поломки батарей, это вызвало резкое выделение токсичных газов и пожар.
Но точную причину мы узнаем лишь когда подводные археологи поднимут со дна оставшиеся части К-129. Американцы забрали лишь их малую часть и в 1974 году официально закрыли проект “Азориан”. Хотя весомая часть его документации до сих пор засекречена.