Возвращаем веру в человечество: какие виды удалось спасти на грани полного исчезновения? (16 фото)
Ни для кого не секрет, что последние полтора столетия биосфере нехорошо. Люди истребили сотни видов растений и животных, а тысячи из них находятся в уязвимом положении. Любое неосторожное действие сотрёт их с лика планеты. И всё же я смотрю в будущее с осторожным оптимизмом: люди уже не раз доказывали, что способны сохранять вымирающие виды даже вопреки собственным интересам!
Иногда, чтобы сохранить уникального представителя фауны, достаточно просто ненадолго оставить его в покое. К 1967 году американский аллигатор, например, был включён в список находящихся на грани исчезновения видов. По идее, сделать это стоило ещё прошлому поколению американских законотворцев. К моменту включения в список более 90% популяции аллигаторов было пущено на красивые и износостойкие изделия из кожи.
Средний размер американского аллигатора: 3-3,6 метра. Но иногда среди них появляются чудовища длиной более 4 метров!
И знаете что? Ровно через 20 лет их из этого списка выписали. Сначала карандашиком, оставив запрет на охоту. Но уже в 90-ые охотникам начали выдавать лицензии на отстрел рептилий. А к сегодняшнему дню общая численность американских аллигаторов перевалила за 5 миллионов особей и продолжает расти!
Правительству США даже пришлось создавать специальные службы, которые вывозят аллигаторов из частных владений и отстреливают наиболее агрессивных из них.
За время, пока охота на аллигаторов была под запретом, популярность крокодиловой кожи пошла на спад, а количество ферм по разведению аллигаторов в неволе увеличилось, они почти полностью перекрыли спрос. Да и сами рептилии времени не теряли: взрослые особи не имеют естественных врагов, обладают огромной экологической пластичностью и едят всё, что пахнет мясом. Плодиться они начали ударными темпами.
Пляж только для аллигаторов, купаться здесь не советую.
А вот над спасением каланов пришлось поработать куда более основательно. Эти звери — самые крупные представители семейства куньих, они могут весить до 40 килограммов! Обитают морские выдры на побережьях северной части Тихого океана. Чтобы не околеть, зверьки обросли тёплыми и водостойкими шкурками. Которые, в свою очередь, заинтересовали производителей пушнины сразу из империй: Британской и Японского Сёгуната.
И как только руки поднимались эту милоту губить?
Так началась большая охота. Внутренний спрос каждой страны был огромен, а конкуренция за ограниченный ресурс подстёгивала убивать ещё больше. Уже через век от начала промысла ареал каланов сократился вдвое. А к 1911 году от популяции в несколько сот тысяч особей осталось едва ли 2 тысячи зверьков, нашедших приют на скалистом острове Медный.
Даже в наше время остров полностью необитаем. Хотя до 2001 года здесь функционировала пограничная застава.
В этом же году все 3 стороны (британцев к тому моменту сменила США) поняли, что дальше так продолжаться не может, дальше — только вымирание. Так появилось международное соглашение о запрете охоты на каланов. Из-за сложных отношений между странами и политического кошмара первой половины 20 века, полный запрет торговли и охранные меры заработали лишь к 1946 году.
Мы обязательно выживем!
Зато результат налицо: сейчас численность каланов приблизилась к сотне тысяч особей, и они вновь заселили 2/3 исторического ареала. Дальнейшее увеличение видовой популяции, правда, невозможно. Состояние экологии не позволяет.
У кого такие милые щечки? Правильно, у меня!
Но это ещё цветочки. Бабочки начались, когда люди решили спасти горбатых китов от приближающейся кончины. В общих чертах история получилась очень похожа на историю каланов. Бить китов в промышленных масштабах начали давно. За несколько столетий их численность упала всего до 5 тысяч особей. А ведь в 16 веке их было около 160 тысяч!
Только за 20 век люди перебили более 200 000 китов.
И сложности в создании международного договора были теми же, что и в случае с каланами. Только масштаб побольше. Ареал горбатых китов — весь Мировой океан, за исключением Средиземноморья и некоторых других морей. Поэтому практически каждая страна с выходом к морю имела хотя бы теоретическую возможность заниматься китобойным промыслом. Чтобы прекратить уничтожение, КАЖДАЯ экономически развитая страна должна была подписать соглашение о запрете охоты на горбатых китов.
Братан, отвезёшь на Северный Полюс? Плачу рыбкой!
В 1946 году была основана международная китобойная комиссия. Ей понадобилось целых 20 лет, чтобы создать соглашение, которое приняло бы большинство стран. Этот труд не был напрасен. Благодаря скоординированным действиям всех стран и обмену научными знаниями численность китов удалось поднять до 135 тысяч особей! Их популяция почти полностью восстановилась! Сейчас состояние горбатых китов как вида не вызывает опасений. Охота разрешена лишь для народов, у которых китобойный промысел — неотъемлемая часть культуры.
Но есть нюанс: аборигенный промысел китов обязан совершаться с использованием традиционных технологий, что сильно снижает его эффективность.
Но это не значит, что людям стоит расслабить булочки и начать массово истреблять недавно спасённых млекопитающих. Даже самые многочисленные и устойчивые виды не в состоянии перенести целенаправленную и нерегулируемую охоту. Что уж говорить, если с этим не справились даже волки.
Кто тут такая классная собака-улыбака? Не он. Это волк.
Конечно, целиком вид никогда не был под угрозой, всё-таки он заселил большую часть Северного Полушария. Но в отдельных регионах он был истреблён практически под корень! В 20 веке в Европе осталось меньше тысячи волков. Сейчас, благодаря строжайшим программам контроля и зоозащиты, их численность удалось поднять до 17 тысяч особей.
Численность стаи волков может достигать 20 особей. Но такие крупные банды встречаются только в регионах с высокой численностью серых.
А в США ситуация ещё хуже. Их поголовье насчитывает около 18 тысяч. Кажется, что это вполне не мало. Только вот 2/3 популяции обитает на Аляске. Во всех остальных 49 штатах на сегодня обитает всего 6 тысяч волков. И это, между прочим, хороший результат!
Победная песня в честь восстновления численности.
Преследование волков в США длилось несколько веков. Люди всегда делили территории с серыми хищниками, но в 19 веке противостояние достигло апогея: в период с 1870 по 1877 год охотники ежегодно убивали около 100 000 волков. Те крохи популяции, что остались после геноцида, окончательно добили в начале 20 века. Спастись удалось лишь волкам из Аляски, далекой от людей и цивилизации.
В 19 веке охотились не только ради защиты, но и ради забавы. Например, также массово в Америке истребляли бизонов.
Одумались американцы лишь в 1970-ых годах. Серый волк, такой привычный для нас, стал для США исчезающим видом. Ситуация была настолько плачевной, что властям оказалось проще завозить волков из Канады, чем создавать условия для естественного восстановления их численности. Впрочем, сейчас всё возвращается на круги своя. В 2020 году в трех северных штатах волков исключили из списка исчезающих видов. Хищники снова появляются в американских лесах и вновь берут на себя роль санитаров леса.
Все современные программы защиты волков основывают на опыте Йеллоустоунского парка в США. Несколько стай волков, привезённых из Канады, разом решили все экологические проблемы парка, так как превратились в силу, регулирующую численность травоядных.