Солёные озёра: как жизнь пытается существовать в царстве абсолютной смерти? (10 фото)
А вы знали, что примерно четверть озёр в мире – солёные? Мало того, что солёная вода химически активна, она ещё и более плотная, более вязкая и имеет совсем другие правила распределения тепла. Поэтому абсолютное большинство пресноводных животных выжить в таких озёрах не в состоянии, а нормальные растения помирают в десятках метров от берега. И всё же там есть своя необычная жизнь.
Во время испарения воды веточка стала точкой роста кристаллов соли. В солёных озёрах такое случается регулярно.
Несмотря на то, что солёные озёра встречаются на всех континентах, причин для их возникновения не так уж и много. Самыми грустными с точки зрения биоразнообразия являются человеческие пруды для выпаривания соли. Из-за испарения влаги морская вода в них постепенно превращается в рапу – насыщенный гиперсолёный раствор. Соли в нём становится так много, что её излишки выпадают на дно.
Красиво, но практически непригодно для жизни.
По берегам раповых озёр не растут растения. Рыбы здесь нет и никогда не было. А вот перелётные птицы сюда иногда залетают на свою беду. Их привлекает блеск открытой воды. Они ожидают встретить глубокие и широкие озёра. И только приземлившись, узнают, что воды здесь – человеку по пояс. И если птица не улетит отсюда сразу же, если она рискнёт хлебнуть воды, то её ожидает гибель.
Кишечник животных устроен так, что вода всегда движется в сторону большей концентрации солей. Так как кровь – жидкость довольно солёная, вода из кишечника без проблем всасывается в неё. Но если выпить гиперсолёный раствор, то уже он начнёт бешено вытягивать воду из крови. Пытаясь напиться такой воды, птицы лишь усиливают жажду и буквально высушивают себя изнутри. Несколько часов на таком озере – и птица ослабеет настолько, что уже не сможет выбраться без помощи людей.
Девушка спасает истощённого лебедя, севшего на пруд-испаритель. Окрестности Баскунчака.
И всё же даже здесь есть жизнь. Пока пруд полон воды, пока концентрация соли относительно низкая, в нём развивается большое количество морских водорослей. По мере увеличения солёности озера одни виды водорослей сменяются другими, а вслед за ними изменяется и цвет озера. Впрочем, через некоторое время соли становится настолько много, что водоросли погибают, а их место занимают галоархеи – микроорганизмы, приспособленные к жизни в столь суровых условиях.
Пруды-испарители в окрестностях Сан-Франциско. Микроорганизмы активно окрашивают воду в самые причудливые цвета.
Лишь одно в прудах-испарителях остаётся неизменным: рачки-артемии. Эти маленькие, не больше 4 миллиметров, беспозвоночные легко приспосабливаются к воде практически любой солёности, поэтому встречаются в абсолютном большинстве солёных водоёмов планеты.
А ещё сушённые артемии являются популярным кормом для рыб.
Но даже они не всегда могут выжить в озёрах, питаемых из горячих минерализованных источников. Подобные озёра (обычно вулканического происхождения) часто представляют собой щелочной химический кошмар, в которым могут выжить лишь самые упорные бактерии. К тому же химический состав воды в них может резко изменяться, что время от времени приводит к полной стерилизации озёр.
Индонезийские вулканические озёра постоянно меняют цвет из-за радикальной смены химсостава. Жизнь в них практически отсутствует.
А если озеро более-менее спокойно, то и в нём поселяется кое-какая жизнь, от бактерий до вышеупомянутых артемий. Эти мелкие животины участвуют в формировании сильно минерализованного ила, который в простонародье называется "лечебной грязью".
Каково это, изваляться в микроорганизмах?
Вездесущие артемии встречаются и в природных солёных водоёмах, которые образуются из бессточных озёр, столетиями накапливающих в себе соли. Минерализация таких озёр колеблется в широких пределах – от практически пресной до гиперсолёной.
Купаться в таком озере можно, а вот пить воду не стоит.
Ну и разнообразие животных здесь прямо зависит от содержания соли. Если её мало, то в озере формируется почти нормальная экосистема. Там даже селятся эвригалинные (устойчивые к изменениям солёности) рыбы: караси, окуни, сомы, сазаны и щуки. По дну ползают зелёные крабы. А планктоном питаются не только уже известные нам артемии, но и веслоногие рачки с коловратками.
Раньше учёные считали коловраток червями, но сейчас их выделили в отдельную группу.
По мере повышения солёности видовое разнообразие снижается. Сначала исчезают крупные рыбы, а затем и живучая мелочь вроде трёхиглой колюшки или малоплавниковой моллинезии. Зато в планктоне появляются морские виды. Их количество и разнообразие прямо зависит от расстояния до ближайшего моря. В солёных озёрах Западной Сибири таких почти не встретить. А вот в водоёмах приморских областей количество морских видов может достигать половины от общего биоразнообразия водоёма.
Трёхиглая колюшка почти так же крута, как и артемия. Она обитает не только в пресных и солёных водоёмах, но и в морях!
Ну а если соль продолжает накапливаться, то постепенно по своему биоразнообразию бессточные озёра приближаются к водоёмам первого и второго типа. Зато там формируются уникальные виды бактерий, которые интересуют микробиологов по всему миру.