Метеорит Уилламетт – природная редкость и древнее наследие индейцев (7 фото + 1 видео)

Категория: Ностальгия, PEGI 0+
24 октября 2024

Одно из сокровищ постоянной коллекции Американского музея естественной истории - огромный кусок внеземной породы, который носит официальное название метеорит Уилламетт. Этот метеорит весом 15,5 тонн является самым крупным из когда-либо найденных в США и шестым по величине в мире.

Метеорит Уилламетт состоит преимущественно из железа и никеля, и, как и все подобного рода объекты, он образовался миллиарды лет назад, когда Солнечная система ещё формировалась из космической пыли. Под действием гравитации эти частицы пыли собрались вместе и образовали протопланеты, а более тяжёлые металлы, такие как железо и никель, опустились внутрь, сформировав ядро.

Спустя некоторое время протопланета столкнулась с другим планетарным телом, в результате чего оно раскололось и выбросило в космос куски камней, богатых железом и никелем.

Осколки протопланеты продолжали кружить вокруг Солнца в течение следующих нескольких миллиардов лет, пока около 17 000 лет назад орбиты Земли и одного из камней, который в итоге стал метеоритом Уилламетт, не пересеклись. Метеорит врезался в Землю на скорости более 64 000 км/ч, где-то в ледяной шапке на западе Канады.

Крупный план

В течение столетий движущиеся ледники медленно переносили метеорит в Монтану, в район ледяного барьера, образовавшегося на реке Кларк-Форк. Этот барьер скопил огромное количество воды в озере Миссула. Как раз в тот момент, когда метеорит достиг этого места, ледяная плотина разрушилась, вызвав одно из крупнейших наводнений, когда-либо зафиксированных в истории. Запертый во льдах, метеорит плыл вниз по реке Колумбия, пока его ледяная оболочка не раскололась, и метеорит не опустился на дно реки недалеко от современного города Портленд.

Метеорит Уилламетт в Американском музее естественной истории

В конце последнего ледникового периода, когда воды отступили, метеорит оказался под воздействием стихии. В течение тысяч лет дождевая вода, смешиваясь с сульфидом железа в метеорите, образовывала серную кислоту, которая медленно растворяла части камня, создавая впадины на его поверхности.

Племя Клакамас

Впервые этот метеорит был обнаружен племенем чинуков Клакамас, которые жили в долине Уилламетт в штате Орегон до прихода европейских поселенцев. Клакамасы назвали метеорит «Томановос», считая, что этот камень является представителем Небесного народа и олицетворяет союз неба, земли и воды.

Исторический памятник в районе Уилламетт, где в 1902 году Эллис Хьюз обнаружил метеорит

Для клакамасов Томановос был священным. Они почитали его как духовное существо, обладающее способностью исцелять и наделять силой жителей долины. Они использовали камень в различных церемониях, применяя воду, собранную в расщелинах метеорита, для очищения и самоочищения. Охотники племени, прежде чем выйти на охоту, окунали в воду наконечники стрел.