Тайна загадочной статуи ацтеков в «Древней Мексике» (8 фото)
На гравюре изображена выставка «Древняя Мексика» в лондонском зале Пикадилли, которую проводил Уильям Баллок. На ней были представлены древние артефакты цивилизации ацтеков.
В 1824 году на британском троне ещё восседал Георг IV. Королева Виктория – тогда ещё 5-летняя малышка Александрина Виктория, которую царственные родичи планировали просто удачно пристроить замуж за какого-нибудь соседа-принца.
Выставка Баллока 1824 года (гравюра Агостино Аглио)
Вообще, георгианская эпоха характеризовалась увлечением открытиями и интересом к иным мирам. Общество было искренне увлечено дальними уголками планеты и всякого рода экзотикой.
Музей Баллока. Изображение изображения выполнено Т. Х. Шепардом
Уильям Баллок (ок. 1773-1849 гг.) впервые открыл свой музей в Ливерпуле в 1795 году, зарабатывая как ювелир и золотых дел мастер. Экспозиция музея, включая произведения искусства, предметы естественной истории, доспехи и диковинки из южноморских путешествий капитана Кука, была перевезена в Лондон в 1809 году и первоначально открылась как Ливерпульский музей на Пикадилли. В 1812 году он переехал в недавно построенный Египетский зал, и, несмотря на его популярность, Баллок продал содержимое в 1819 году и сдал зал в аренду для проведения краткосрочных мероприятий. На последней выставке Баллока в 1824 году были представлены артефакты из древней и современной Мексики, собранные во время его путешествий в 1822-1823 годах.
Египетский музей Баллока, 1815 г.
На изображении видно, что Баллок собрал для своей выставки редкую коллекцию самых удивительных сокровищ ацтеков. Это были в основном гипсовые слепки с оригиналов, найденных в его странствиях. Гравюра, созданная итальянским художником Агостино Аглио, отличается максимальной детализацией и точно изображает артефакты цивилизации ацтеков.
Но если верить ей, выставка Баллока также включает один очень любопытный и странный экспонат.
Неизвестная статуя
Часы Монтесумы
Так, с центральным круглым объектом всё понятно: это Солнечный камень ацтеков, также известный как Календарный камень. Описанный как «Часы Монтесумы», он считается, пожалуй, самым известным на планете произведением ацтекской иконографии и был обнаружен в 1790 году во время строительных работ на площади в центре Мехико, где некогда находилось ацтекское святилище.
Статуя Коатликуэ
Здесь же представлена знаменитая статуя Коатликуэ – ацтекской богини, породившей Луну, звёзды и бога Солнца и войны. Она тоже сохранилась до наших дней, и гравюра точно передаёт её особенности в мельчайших деталях.
Жертвенный камень
У ног божества расположен камень Тизок, также известный как Жертвенный камень, – ещё один известный артефакт империи. Обнаруженный в 1791 году на площади Зокало в центре Мехико, он должен был превратиться в обломки. Но артефакт увидел проходивший мимо церковник и сохранил.
А слева расположена гигантская статуя поднимающегося змея с человеческим лицом, выглядывающим из его пасти. И непонятно, что же это такое.
Тот самый странный змей
Скульптура совершенно не похожа на сохранившиеся произведения искусства ацтеков. А впечатляющие габариты, кажется, должны выступать гарантией того, что она обязательно всплыла бы ещё где-то. И, действительно, на других гравюрах с выставок Баллока также изображена гигантская змея с оскаленной мордой.
Был ли это экспонат, созданный исключительно для музея Баллока, чтобы затем быть уничтоженным (что даёт возможность предположить, что лицо внутри - это сотрудник или посетитель, поднявшийся на какую-то скрытую внутреннюю подставку)? Или это какая-то реальная неизвестная статуя ацтеков, спрятанная, позабытая и пылящая в недрах какого-нибудь музейного хранилища?
Или, что самое загадочное, может быть, этот объект вообще не связан с ацтеками? Может быть, Баллок включил в свою экспозицию какую-то статую неизвестной культуры, ранее идентифицированную как ацтекская, которую ещё ждёт новый сенсационный выход?
На данный момент никто не знает. В 1825 году Баллок продал зал, который был снесён в 1905 году. И тайна клыкастого чудовища так и осталась неразгаданной. По крайней мере, пока.