Как Одри Хепбёрн танцевала, чтобы помочь голландскому сопротивлению (4 фото + 1 видео)
Кому-то эта звезда кино и икона стиля может показаться слишком хрупкой и нежной, чтобы противостоять фашистам. Однако во времена Второй мировой войны Одри Хепберн приходилось жить тайной жизнью — будучи еще ребенком в оккупированных Нидерландах, она танцевала, чтобы собрать средства для голландского движения Сопротивления.
Большую часть детства актриса провела в оккупации
Жизнь Одри начиналась как у настоящей аристократки, и изначально она планировала стать балериной, однако Вторая мировая война изменила ее планы. Одри родилась в Брюсселе, но в итоге оказалась в Голландии вместе с матерью, Эллой, поскольку та сочла ее нейтральной территорией. Но в 1940 году в страну вторглись немецкие войска.
Немцы занимали Нидерланды пять лет, и эти годы тяжело сказались на Одри. Как писал автор Роберт Матцен в своей книге «Голландская девушка: Одри Хепберн и Вторая мировая война», будущая звезда постоянно слушала крики людей, которых пытали в здании бывшего банка неподалеку. Жителям деревни Велп, расположенной вблизи города Арнем, в еде отказывали. Хепберн выживала, питаясь луковицами тюльпанов, и укрывалась от бомб в подвале. В какой-то момент в этом же подвале прятали британского пилота – подземные помещения были особенно важны для Сопротивления.
Как Одри помогала движению Сопротивления
После того, как наиболее видных деятелей деревни устранили, ответственность за борьбу с фашистами легла на врача Виллема Виссера ‘т Хофта — Одри Хепберн стала его помощницей. Со стороны могло показаться, что она всего лишь ассистировала ему в лечении больных, однако за кулисами все было гораздо драматичнее. В ее обязанности, помимо прочих, входила работа курьером. Еще будучи подростком Хепберн доставляла сообщения летчикам, которых сбивали поблизости. Однажды за этим занятием ее застали немецкие солдаты, но Хепберн прикинулась дурочкой и собрала для них цветы — вот, где сыграл ее хваленый актерский талант!
Доктор Виссер'т Хофт и другие полагались на молодых людей, зная, что им проще остаться незамеченными. То, что Хепберн знала английский язык — а она училась в Кенте, — было бесценным качеством, и играло ключевую роль во многих операциях Хофта.
Хепберн продолжала танцевать, однако декорации ее выступлений становились все более мрачными. Она стала выступать на секретных мероприятиях по сбору средств для движения Сопротивления — об этом она рассказала на пробах к "Римским каникулам", во время которых кинематографисты попросили ее рассказать об этом опыте.
На пробах Хепберн рассказала, как танцевала балет для публики, которая не аплодировала из страха, что их поймают нацисты. Матцен пишет, что такие мероприятия называли «zwarte avonden» или «черные вечера», поскольку окна заведений либо затемняли, либо занавешивали, чтобы участников не могли обнаружить. Все на тех же пробах Хепберн назвала эти танцы «способом внести свой вклад», поскольку, продолжила она, Сопротивлению «всегда были нужны деньги».
На видео интервьюер спрашивает ее, что об этом думали немцы. «Они не знали об этом», — отвечает она, и ее лицо озаряется улыбкой, которую так полюбили зрители.
Матцен цитирует Хепберн в отрывке из биографии для журнала Time. Актриса говорила, что ее выступления «веселили людей и предоставляли им возможность собраться вместе и приятно провести день, слушая музыку и наблюдая за моими скромными усилиями».
Прибытие войск антигитлеровской коалиции в Нидерланды пророчило новое начало. Тем не менее, как и многие другие, война сильно повлияла на Хепберн. Ее сводных братьев Яна и Александра немцы увезли в трудовой лагерь. Ее дядя Отто, который для Одри был как отец, выступал против оккупации и, к ее ужасу, его казнили.
След от войны остался с ней до конца жизни
«Римские каникулы» 1953 года стали первым фильмом Одри Хепберн, после которого ее ждал оглушительный успех. Однако была роль, за которую она отказывалась браться — роль Анны Франк. Они обе были примерно одного возраста, и обе были в Нидерландах во время войны. Хепберн даже удалось прочитать историю Франк до того, как она стала доступна широкой публике: когда Одри с матерью переехали в Амстердам, они жили над редактором, который опубликовал знаменитый дневник. Возвращаться к теме войны было попросту слишком тяжело для актрисы. В итоге карьера Хепберн обошла Вторую мировую войну стороной.
Как отмечает History.com, она «перевернула образ грудастой светловолосой голливудской звездочки с ног на голову, представив миллионам кинозрителей новый идеал красоты». При этом мало кто знал, что знаменитой хрупкости и стройности Хепберн способствовали как раз годы недоедания во время войны. Одри Хепберн сыграла множество чудесных ролей, однако лучшее ее выступление, пожалуй, состоялось задолго до того, как она оказалась на голливудском небосклоне.