Гравитация Марса сотрясает земной океан раз в 2,4 млн лет (3 фото)

Категория: Космос, PEGI 0+
16 марта 2024

Исследователи из Университета Сиднея и Университета Сорбонны обнаружили связь между Марсом и глубоководными океаническими течениями на Земле.

"Мы удивились, обнаружив циклы продолжительностью 2,4 млн лет в наших данных по глубоководным исследованиям. Объяснение только одно: они связаны с циклами взаимодействия Марса и Земли", - говорит Адриана Дуткевич из Университета Сиднея.

Эксперты использовали данные научных буровых работ по всему миру за последние 50 лет. Целью исследования было изучить силу глубоководных течений и то, как эти циклы могут повлиять на будущие климатические условия.

"Гравитационные поля планет в Солнечной системе взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие, называемое резонансом, меняет эксцентриситет планет, то, насколько близка их орбита к круговой", - говорит Дитмар Мюллер, соавтор работы.

Интересно, что ученые обнаружили колебания глубоководных течений в течение 2,4 миллиона лет, известные как астрономические большие циклы. Исследователи связали этот цикл с взаимодействием Земли и Марса с Солнцем.

Для Земли взаимодействие с Марсом приводит к периодам увеличения солнечной энергии и более тёплому климату, в глубинах океана усиливается циркуляция, возникают океанические вихри. Эти огромные водовороты достигают абиссальной зоны, что приводит к эрозии дна и образованию больших скоплений осадочных пород, известных как контуриты.

"Анализ данных за 65 млн лет свидетельствует о том, что в тёплых океанах происходит более интенсивная глубинная циркуляция. Благодаря этому океан не стагнирует, даже если Атлантическая меридиональная опрокидывающая циркуляция (AMOЦ) замедлится или вовсе прекратится", - говорит Дуткевич.

AMOЦ - ключевая система океанических течений, которая переносит теплые воды из тропиков в северное полушарие. Кроме того, она играет важную роль в формировании Гольфстрима.

Долгосрочное влияние этих циклов на глубины океана и морскую жизнь до конца не известно.