Учёные узнали, где скрывается голова у морской звезды (6 фото)

Категория: Природа, PEGI 0+
10 ноября 2023

Несколько столетий биологи пытались понять, где находится голова у морских звёзд. И вот одной загадкой стало меньше.

Учёные обнаружили, что тело морских звёзд является продолжением их головы

Согласно статье, опубликованной в журнале Nature, у этих необычных существ в каждой конечности имеются участки, напоминающие голову.

Генетические исследования показывают, что морские звёзды представляют собой головы без туловища

"У морской звезды будто бы полностью отсутствует туловище, и её можно описать как просто голову, ползущую по морскому дну", — говорит Лоран Формери, научный сотрудник Стэнфордского университета.

В отличие от многих животных, включая насекомых, рептилий, птиц, млекопитающих, у которых наблюдается двусторонняя симметрия тела, морские звёзды обладают радиальной симметрией.

Эксперт отметил, что наличие двусторонней симметрии облегчает идентификацию головы, туловища, конечностей.

Вопреки внешним признакам, морские звёзды имеют больше генетического сходства с человеком, чем можно было бы предположить

"Очень долгое время мы имели доступ только к анатомии и морфологии. А они не очень-то помогают в изучении морской звезды. Теперь мы можем сосредоточиться на молекулярных аспектах развития".

Биологи планируют выяснить, могут ли многочисленные головы содержать также несколько мозгов

Учёные тщательно исследовали гены, различающиеся в отдельных конечностях морской звезды.

Первоначально они ожидали обнаружить гены, отвечающие за голову, и гены, отвечающие за туловище, как у большинства животных.

Однако были выявлены только генные сигнатуры, связанные с развитием головы.

По словам соавтора работы Джеффа Томпсона, преподавателя Саутгемптонского университета, гены, которые кодируют туловище, у морской звезды отсутствуют.

Лоран выразил заинтересованность в дальнейшем изучении этих существ, чтобы выяснить, может ли в их многочисленных головах располагаться несколько мозгов.

Он напомнил: "В учебниках говорится, что морские звёзды имеют довольно примитивную нервную систему, и будто у них нет мозга".

В ходе исследования было обнаружено, что некоторые гены, отвечающие за развитие нервной системы морской звезды, совпадают с генами, участвующими в процессе формирования мозга у человека.

"Возникают вопросы о том, что представляет собой нервная система морской звезды. И есть ли у нее мозг? Является ли она, по сути, просто мозгом?" - объясняет Лоран.

Морские звёзды относятся к группе иглокожих, в которую также входят морские ежи и морские огурцы

Изучение таких групп, как иглокожие, способно раскрыть одни из самых сложных тайн, связанных с эволюцией жизни на Земле.