Нарвал, или морской единорог — существо не менее мифическое, чем единорог обычный. Разница между ними лишь в том, что нарвалы реально существуют, чего не скажешь о лошадках. Зато мифов и легенд о них обоих хватает с головой! Один только бивень чего стоит — мы ведь до сих пор точно не знаем, зачем оно китам надо!
Рыцарь водяной розы прибыл по вашему приказу.
Наряду с косатками и кашалотами, эти животины — крайне экстравагантные представители парвотряда зубатых китов. Они отличаются довольно скромными размерами: крупный взрослый самец вырастает всего до 5,5 метров в длину и набирает при этом максимум 1600 килограмм. Самки мельче, их вес обычно не превышает 1 тонну.
Валет нарвалов. Чем бить будете?
И был бы наш герой неуклюжим сосискообразным обитателем севера. Но он решил добавить в свой образ ещё одну изюминку — огромный вырост на морде. Из-за него про нарвалов сочиняют детские стишки и травят байки, а биологи снаряжают многочисленные экспедиции для изучения. Но до сих пор никто из учёных не знает на 100%, зачем же китам нужно это копьё! Зато у нас есть сразу много правдоподобных и не противоречащих друг другу теорий. Но перед тем, как их озвучить, давайте для начала разберёмся, что это вообще за вырост такой? Рог? Зуб? Часть черепа?
Ну что, Буратино, обзавидовался?
В этом вопросе ученые единогласны. Штырь на морде нарвалов на самом деле — очень длинный клык, что растёт прямиком из верхней челюсти. Зуб закручивается влево вокруг своей оси, как мороженка из ларька. Вырастает такой бивень 3 метра в длину и весит он килограмм 10. Носить его неудобно. Насквозь никого проткнуть не получится. Наколдовать чудес — ну, тоже вряд ли. Так зачем тогда эволюция наградила их таким чудо-приспособлением?
Иногда у нарвалов прорезается не один, а сразу два клыка. И тогда получается вот такая рогатка.
Первая теория гласит: с помощью бивней нарвалы ломают лёд, чтобы добраться до поверхности и вдохнуть воздуха. Логика тут есть. Живут киты в Северном Ледовитом океане и в северной же части Атлантики. Летом они греют бока у побережий, ну а зимой киты уходят дальше, в открытые воды. Осенью, во время миграции, велик шанс попасться в ледовую ловушку — когда корка льда образуется быстрее, чем нарвалы успевают покинуть эти места. Под водой без доступа к воздуху звери могут проплыть всего 1.5 километра. Если через это расстояние не найдется хоть одна полынья — увы, нарвал просто задохнётся и утонет. Так, в самую крупную ледовую ловушку в Западной Гренландии в 1915 году попало более 1000 нарвалов!
Люди пытаются пробиться в наполненную маршрутку посреди зимы. Дикая природа жестока.
Конечно, животины стараются всеми силами проломить лёд. И вроде бы логично использовать для этого шпагу на морде, но, во-первых, для интенсивного ледокола бивень не годится. А во-вторых, зубы лучше отрастают у самцов. Среди самок всего 15% могут похвастать роскошными бивнями. Что ж им теперь, помирать?
Опять коммунальщики ничего не убрали! Самому придётся лед долбить!
Вторая теория называет бивни нарвалов способом завоевать самку. Настоящих сражений на нарвальих алебардах не проведёшь — они для этого слишком мягкие. Но ведь никто не запрещал пацанам просто мериться, у кого штырь длиннее? Возможно, самцы с самым длинным рогом получают возможность спариться со всеми самочками в округе — но на деле эту теорию никто досконально не проверял. Информации о брачных ритуалах нарвалов ничтожно мало. Мы знаем, что спариваются звери весной в местах дрейфа пакового льда. Увы, отслеживать их там довольно трудно.
Скрестите шпаги, господа!
Согласно третьей теории, своим бивнем нарвалы глушат добычу. Питаются киты донной рыбой, кальмарами, креветками, мойвой и некоторыми другими морепродуктами. За вкусняшками ныряют на глубину до 1500 метров и проводят там около 25 минут. Но зубов у наших героев, помимо одного огромного клыка, больше нет, так что загрызть добычу кит не в состоянии. Вот и пользуется он гигантским бивнем, как дубинкой. Но здесь есть свои «но». Такое поведение учёные наблюдали лишь единожды. В остальных же случаях кит просто вспугивает рыбёшек со дна. Самки тоже портят картину. Они-то в большинстве своём без бивней. И от голода они не вымерли.
Мы привыкли на фото видеть самцов с бивнями. А теперь посмотрите на самочку без них.
Четвёртая теория совсем новая. Тут биологи решили детальнее рассмотреть строение бивня. Ну а поскольку это всё же зуб, то и состоит он, как положено зубу, из цемента, дентина и пульпы. Когда наши с вами зубы реагируют на горячее или холодное — виновата пульпа. Но если у людей зубы хотя бы защищены эмалью, то у нарвалов на бивнях эмали нет. Представляете, каково им живётся всё время с оголённым трёхметровым клыком?
По-видимому, очень даже ничего. Более того, эта конструкция устроена так специально, чтобы киты могли реагировать на малейшие изменения в воде. Здравый смысл тут тоже есть, ведь колебания солёности могут указывать на замерзание воды и образование той самой ледяной ловушки. Но опять же, если бивень служит таким идеальным инструментом, почему бы всем самкам его не отрастить?
Ребят, водичка — отпад! Мы замерили!
Помимо знаменитых бивней, нарвалы скрывают ещё массу всяких секретов. Например, интересные социальные взаимодействия. Не так давно учёные выяснили, что у самок этого вида есть менопауза. Помимо людей, этим могут похвастать лишь единицы животных видов. В теории киты могут дожить до 115 лет, но средняя продолжительность их жизни — 50-60 лет. Самки приносят первого детёныша в 6-8 лет, а беременность длится около 14 месяцев. По итогу на свет появляется всего один малыш, что ещё года два будет полностью зависим от матери. Если скорость размножения нарвалов не очень-то высока, зачем же им отказываться от деторождения?
Фото с нарвалами и их детёнышами найти также сложно, как и настоящего единорога. Поэтому вот вам картинка.
По всей видимости, бабушки делают выбор в пользу внуков. Старые самки могут научить молодняк всем премудростям жизни и воспитания, поскольку сами имеют богатый опыт. Для популяции это куда важнее, чем если бы бабки просто размножались и не парились по поводу подрастающей молодёжи.
Ну куда ты его так одела? На пляж, что ли? А ну быстро шапку ему на голову и шарфик на шею!
На сегодняшний день популяции нарвалов практически ничего не угрожает. На них не ведётся массовая промышленная охота. Люди добывают под 1000 особей в год, — намного больше гибнет от зубов косаток и белых медведей, тонет под сплошной коркой льда, страдает от голода и загрязнения океана. Также киты очень чувствительны к изменениям климата — по ним учёные могут судить, насколько всё плохо.