Учёные нашли захоронение вымерших людей Homo naledi (8 фото)

Категория: Археология, PEGI 16
12 июня 2023

Палеонтологи обнаружили старейшее в мире захоронение с останками вымершего вида Homo naledi. Ценные находки обнаружили в пещере на юге Африки. Оказалось, эти древние люди тоже хоронили умерших, и отмечали могилы особыми символами.

Это уникальное открытие сделала команда палеонтологов во главе с экспертом Ли Бергером из National Geographic. Недалеко от Колыбели человечества (памятник Всемирного наследия), в 50 км от Йоханнесбурга, учёные нашли в пещере древнейшее захоронение вида Homo naledi. Экспедиция 2013 года обнаружила под землёй скелеты взрослых и детей, в том числе одно тело с 83 фрагментами костей и зубов. Среди других останков - фрагменты разных костей и черепа. Несмотря на то, что находки сделали ещё в 2013 году, их до сих пор продолжают изучать и делать открытия.

Одним из открытий учёных стал тот факт, что древние люди Homo naledi так же, как и мы, хоронили умерших, а могилы помечали специальными символами. Homo naledi - примитивный вид на стыке обезьян и современных людей. Мозг у этого вида был размером с мозг шимпанзе. Как ранее полагали учёные, люди этого вида не были способны к "осмысленной" деятельности - но эта находка заставила их усомниться. Ранее подобные захоронения встречались лишь у древних Homo sapiens, поэтому этот факт может перевернуть представления об эволюции.

В июле 2022 года команда учёных проанализировала символы, которые древние люди оставляли на могилах. Это были в основном поперечные штрихи или геометрические фигуры, вырезанные острым инструментом. Линии явно что-то обозначали, так как часто повторялись на разных могилах. Перед нанесением рисунка камень подготавливали и шлифовали. Кроме того, эти же символы наблюдались у неандертальцев почти 600 тысяч лет назад, а также у Homo sapiens в Южной Африке 80 тысяч лет назад.

Ещё одну громкую находку сделали в подземной системе пещер Южной Африки во время раскопок в 2018 году. Специалисты нашли погребения овальной формы, в которых находилось по меньшей мере пять человек. Это - ещё одно доказательство того, что Homo naledi были способны на большее, чем всегда считалось. Хотя палеонтолог Ли Бергер столкнулся с волной критики после таких громких заявлений, он нацелен и далее изучать свои находки, доказывая способности вида Homo naledi.