Учёные выяснили, почему сооружения майя такие прочные (5 фото)

Категория: Археология, PEGI 0+
23 апреля 2023

Исследователи из Университета Гранады (Испания) раскрыли секрет известковой штукатурки необычайной прочности, которую использовали при строительстве своих монументальных зданий древние майя. Всё дело в специальном ингредиенте.

У древних майя были собственные строительные технологии и рецепты изготовления известковых растворов и штукатурки, обладавших невероятной прочностью.

Поскольку рецепты эти не дошли до наших дней, учёные решили заглянуть вглубь сохранившихся материалов с помощью современных методов анализа.

Исследователи использовали просвечивающую электронную микроскопию, микроскопию поляризованного света и рентгеновскую дифракцию с высоким разрешением на образцах штукатурки из руин археологического памятника Копан (Гондурас). Они увидели в кристаллической структуре вкрапления органических частиц различных размеров.

Оказалось, что в штукатурке содержится органика, а точнее — экстракт коры дерева. Это подтвердили и местные каменщики, потомки майя, до которых каким-то чудом дошли древние знания. Майя использовали экстракты коры деревьев, распространённых в этом регионе: Havardia albicans и Bursera simaruba. Растительный ингредиент помогал древним майя строить удивительно прочные и долговечные здания.

Учёные решили приготовить штукатурку по древнему рецепту и она получилась практически такой же, как оригинальная смесь, с соответствующей кристаллической структурой и схожими качествами — прочностью, пластичностью, устойчивостью к высокой влажности. Эксперимент удался!

Возможно, это открытие пригодится для усовершенствования современных строительных смесей.

«Наше исследование помогает объяснить улучшение характеристик известковых растворов и штукатурок с натуральными органическими добавками. Такие смеси изготавливали не только майя, но и другие древние цивилизации», — пишут авторы статьи, опубликованной в журнале Science Advances.