Телескоп НАСА нашел кольцо Эйнштейна (6 фото)

2 сентября 2022
Потрясающее «кольцо Эйнштейна», образованное светом далекой галактики, огибающей другую, более близкую к Земле, было замечено в 12 миллиардах световых лет от нашей планеты. Необычный небесный объект был замечен телескопом НАСА «Джеймс Уэбб».

Космический телескоп НАСА имени Джеймса Уэбба запечатлел почти идеальное «кольцо Эйнштейна» — световое кольцо, которое образуется, когда свет от галактики или звезды проходит через другую галактику или массивный объект. Кольцо, обнаруженное НАСА, находится в 12 миллиардах световых лет от Земли.

Впервые предсказанный Альбертом Эйнштейном в 1915 году светящийся круг формируется из-за того, что свет от далекой галактики, обозначенной SPT-S J041839-4751.8, огибает другую, более близкую к Земле. Астрономы обнаружили сотни колец Эйнштейна, но для того, чтобы телескоп имени Джеймса Уэбба смог зафиксировать светящееся кольцо вокруг сияющего ярко-голубого света, оно должно было быть точно выровнено с галактикой.

Томас Коллетт из Института космологии и гравитации Портсмутского университета, обнаруживший еще одно кольцо Эйнштейна в 2018 году, объяснил, что две галактики также выровнялись вдоль линии обзора телескопа, чтобы создать «явление, называемое сильным гравитационным линзированием, где мы видим несколько изображений фоновой галактики».

В 1915 году уроженец Германии Эйнштейн заявил, что гравитация является результатом того, что массивные объекты деформируют саму ткань вселенной, которую он назвал пространством-временем. С тех пор эксперты смогли проверить его общую теорию относительности в Солнечной системе и доказать, что его новаторская работа выдерживает любую тщательную проверку. Еще одним доказательством его правоты стали сотни колец Эйнштейна. Физическая теория общей теории относительности утверждает, что массивные объекты вызывают искажение пространства-времени. А в случае с кольцом Эйнштейна свет из далекой галактики искажается вокруг другой, что вызывает искажение.

Светящееся образование было заснято камерой ближнего инфракрасного диапазона, которая предназначена для захвата света от самых ранних звезд и галактик. С ее помощью НАСА надеется узнать больше о ранней Вселенной и Большом взрыве. По словам экспертов, далекая галактика превратилась в идеальное кольцо из-за массивной галактики переднего плана. Такое явление происходит, когда галактика на заднем плане, галактика на переднем плане и наблюдатель выстраиваются в идеальную линию.

«Мы не смогли бы увидеть дальнюю галактику J0418, если бы не способность гравитации преломлять свет. Без эффекта линзы галактика, вероятно, выглядела бы как самые далекие галактики: маленькая светящаяся капля», - утверждают эксперты НАСА.

В августе прошлого года еще одно кольцо Эйнштейна было замечено в 3,4 миллиардах световых лет от Земли. На его изображении видны шесть светящихся пятен света, сгруппированных в центре, четыре из которых образуют круг вокруг центральной пары. Однако на самом деле образование состоит только из двух галактик и одного далекого квазара, который визуально увеличивается при прохождении света через гравитационное поле галактик. Квазар, известный как 2M1310-1714, находится дальше от Земли, чем пара галактик.

Квазар — чрезвычайно яркое ядро активной галактики, и его мощное свечение создается невероятным количеством энергии, выделяемой газом, падающим в сверхмассивную черную дыру в ее центре. «Свет от квазара преломляется вокруг пары галактик из-за их огромной массы, создавая впечатление, что пара галактик окружена четырьмя квазарами, тогда как на самом деле один квазар находится далеко за ними», — заявили эксперты Европейского космического агентства.