Ученые рассказали об астероидах, которые могут подкрасться к Земле незаметно (5 фото)

19 января 2022
Специалисты из Гавайского университета обнаружили, что некоторые приближающиеся к Земле объекты кажутся почти неподвижными. Это происходит из-за особенностей суточного вращения планеты.

Так, в 2019 году на расстоянии 70 000 км от Земли пролетел астероид 2019 OK размером с футбольное поле, но заметили его астрономы только за 24 часа до максимального его сближения с Землей.

Ученые из Гавайского университета в Маноа исследовали, почему это произошло. Они обнаружили, что он двигался к нам таким образом, что его движению по ночному небу противодействовало вращение Земли.

Таким образом, для систем раннего предупреждения, таких как Pan-STARRS1 в обсерватории Халеакала на Гавайях, 2019 OK выглядел неподвижным, поэтому программное обеспечение для автоматического обнаружения не запускалось.

Фактически, по словам экспертов, около половины астероидов, приближающихся к Земле из опасной зоны к востоку от положения "оппозиции", вероятно, испытывают периоды такого кажущегося замедления движения. Говорят, что астероид находится в оппозиции, когда его положение в ночном небе помещает его вдоль линии, пересекающей и Землю, и Солнце.

Это означает, что половину этих астероидов в настоящее время также трудно обнаружить, и компьютеризированные телескопы необходимо будет обновить, чтобы учесть этот эффект.

На рисунке: некоторые астероиды, приближающиеся к Земле с востока от оппозиции (желтая линия), появляются практически в одной и той же точке неба по мере их приближения. Это связано с тем, что, поскольку астероид, казалось бы, движется на восток по ночному небу, такому движению противодействует вращение Земли — это означает, что он виден под тем же самым углом от Земли, даже когда он приближается (представлено серией параллельных пунктирных линий). Что за 20, что за 15, 10 или 5 дней до сближения - для наблюдателей с Земли объект выглядел так, будто находится все в той же точке.

Исследование было проведено астрономом Ричардом Уэйнскоутом из Гавайского университета в Маноа и его коллегами.

"Околоземные объекты, которые приближаются с направления к востоку от оппозиции — особенно в 0–2 часа [0–30°] к востоку от оппозиции — склонны к периодам замедления движения во время своего приближения, — объяснили исследователи в своей статье. - Индуцированное топоцентрическое движение, вызванное вращением Земли, отменяет естественное движение в восточном направлении в небе, из-за чего объект кажется почти неподвижным. Это затрудняет обнаружение. Исследователи должны проявлять особую осторожность при обзоре неба в этом направлении и активно следить за новыми медленно движущимися объектами".

Исследователи заявили, что если бы очевидные явления замедленного движения не были связаны с астероидом 2019 OK, то околоземный объект, вероятно, был бы обнаружен за четыре недели до того, как он максимально приблизился к нашей планете.

Полные результаты исследования были опубликованы в журнале Icarus.