Медвежьи углы планеты в объективе Алексея Шаскольского (10 фото)
Медведь в Финляндии, на границе с Россией.
…Самый русский зверь в лесу — Михайло Иваныч. В русском характере можно обнаружить и волчью выживаемость, и заячью трусливость, и лисью хитрость, но медведь — наш ближайший лесной сородич. Россию нельзя породнить ни с зайцем, ни с лосем, ни с бобром; она огромна и неуклюжа, как медведь, косолапа и величественна, как медведь, добродушна и грозна, как медведь.
Медведь – завораживающий зверюга, но очень опасен. Увлекшись фотографированием этого мохнатого чуда, можно попасть в лапы непреодолимой зависимости от его грозного обаяния.
"А если это любовь?".
Изрядно откушав красной рыбки, медведи в августе-сентябре благодушны, а их схватки – чаще всего лишь потешные бои без увечий и обид.
"Претендент".
Чайки вечно крутятся у промышляющих рыбу медведей, норовя стащить лакомый кусок или поживиться объедками. Медведь сердито косится на крикливого и беспардонного мздоимца, но в итоге обе стороны получат свое...
"Семейная трапеза".
Семейство бесконфликтно лакомится неркой, пойманной матерью. Чем взрослее медвежата, тем менее охотно мать делится уловом, хотя приходилось наблюдать бездельников почти величиной с их мать, вальяжно возлежавших на берегу. Они оживлялись только когда мать ловила рыбу, чтобы бессовестно поучаствовать в совместном ее поедании.
"Отражение".
Медведица с медвежатами умиротворенно завершают день, проведенный в поисках спокойного места с привычным кормом и без угрозы нападения вечно агрессивных самцов, которые могут целенаправленно преследовать медвежат (каннибализм среди медведей, увы, обычен).
"С мамочкой".
Медвежье материнство дарит фотографу шанс снять умилительные сцены заботливой опеки за косолапиками и трогательной зависимости малышей от матери, весящей в 40-50 раз больше своего мохнатого чада.
"Скромняга".
Молодой медведь привык избегать конфликтов и сторониться потенциальных угроз, поэтому его появление рядом с фотографами и почти моментальное исчезновение сопровождается таким скромным видом: скромность не только украшает человека, но и помогает молодому медведю избежать неприятностей. Бурый медведь – символ дикой природы России, но легко приспосабливается жить в соседстве с человеком. Сохранив на всю жизнь интерес к нему, Рерих называл бурого медведя"отцом человечества".
"Надоел ты мне."
Медведи – замечательные лицедеи. Подчас «бытовой» конфликт принимает гротескную форму с внешне эффектной (и особо ценимой фотографами), но по сути недраматичной коллизией, без членовредительства.
На побережье пролива Шелехова национального парка Катмай на Аляске медведям сытно – лосось идет в реки на нерест, на песчаных отмелях нетрудно добыть моллюсков, трава сочна, а подчас еще и медвежий бог посылает косолапым дохлого кита – тогда пир горой! Поэтому медведи неагрессивны, совсем как и эта медведица, подошедшая познакомиться.
"Обрыбился".
В пору массового захода лосося на нерест (август-сентябрь) в медвежьей диете – сплошной «рыбный день», поймать и съесть штук 20 увесистых нерок – дневная норма.
Алексей Шаскольский — фотограф, кандидат исторических наук, финалист международных фотоконкурсов, путешественник, автор десятков статей о медведях, Сибири, Камчатке, Аляске, национальных парках, дикой природе и странствиях по всему миру.