Откуда берутся машинисты паровозов, их же с прошлого века не выпускают? (3 фото)
Категория: Поезда
3 ноября 2020
Паровоз ретропоезда в Рускеалу.
У каждого машиниста своя история любви к старым гигантам. Кто-то проводил детство рядом с маневровым депо, кто-то зачитывался техническими журналами, а кто-то полюбил их уже когда пошёл учиться в Школу машинистов ретропоездов РЖД ради 5% надбавки к зарплате.
Сначала машинистов для паровозов переподготавливали из "тепловозников" — в дорожной технической школе в Курске, ещё с 2007 года. Материалы тогда собирали с миру по нитке. Чудом нашли старую учебную программу, поговорили с теми, кто сам когда-то управлял паровозами. Первым преподавателем устройства и управления паровозом был бывший машинист Константин Петрович Овчаров. В молодости он сам сидела за правым крылом паровоза.
В 2008 году выпустили первую пробную группу машинистов паровозов — 19 человек, все из тепловозников. И на три года проект остановился.
А с 2011 года учебная программа стала регулярной, хотя учится в Курске всегда только одна группа машинистов плюс помощники машинистов паровозов.
Топка паровоза. Фото: Kvazistat
Сейчас в России могут работать в паровозной бригаде более 200 специалистов. А ведь ещё десять лет назад — только "старая гвардия".
На машиниста паровоза учат три месяца. Изучают конструкцию паровоза и его устройство — ещё и потому, что если что, ремонтирует та же бригада, что и управляет (кроме сложных случаев). Слушают обязательные курсы по безопасности. Три недели посвящают производственной практике. Потом, чаще всего, специалистов отправляют в депо "Подмосковная" — нарабатывать опыт работы с ретропоездами.
В паровозной бригаде три человека: машинист, помощник и кочегар. В давние времена бригады были постоянными, закреплёнными за своей машиной. Сейчас не так.
Вопреки киношному образу, работа кочегара заключается не только в том, чтобы энергично бросать уголь лопатой.
Для разных режимов работы котла нужен разный уголь — и по количеству, и даже по сорту. Это надо знать назубок — скорость работы крайне важна.
Все члены бригад говорят одно: паровоз живой. Его надо знать, его надо чувствовать, здороваться с ним, и ни одна поездка не похожа на другую.
Рейсовый паровоз, который ходит из Бологого в Осташков. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Новые паровозы давно не выпускают. Для ретропоездов восстанавливают старые, настоящие. РЖД говорит, что за 10 лет восстановили уже более 70, самый старый — паровоз серии "Ъ", построенный в 1896 году.
Мастера — те специалисты, которые были фанатами старого транспорта. Текущий ремонт проводит локомотивная бригада, а вот более серьёзный и восстановление исторических машин — отдельные специалисты. Даже инструменты для ремонта зачастую надо изготавливать по старым чертежам. И тем не менее уже более 100 человек в стране умеют заставить старый паровоз снова пустить пар и побежать по железнодорожному полотну.