Фердинанд Демара: мошенник, чьи действия закон не смог определить как мошенничество (2 фото)
Мошенничество: хорошая сделка, столкнувшаяся с плохим законом. Альфред Капю, французский журналист, романист и драматург
Во время Корейской войны 1950–1953 годов на борт канадского эсминца "Каюга" доставили полтора десятка раненых солдат. Все они были прооперированы корабельным врачем Джозефом Кайром и пошли на поправку. Одна из особенно сложных полостных операций – извлечение пули из грудной клетки – даже вошла в специализированный канадский журнал. Это послужило началом большого скандала. Выяснилось, что врач Кайр завербовался в военно-моские силы под чужим именем и что он вовсе не гражданин Канады, как следовало из поддельных документов, а американец Фердинанд Демара. Но самое поразительное заключалось в том, что он не имеет никакого отношения к медицине.
Collapse
Разоблачила лже-Кайра мать настоящего врача с таким именем и фамилией. Женщина прочла статью и немедленно сообщила в полицию, что ее сын никогда не был в Корее и в настоящее время занимается медицинской практикой в Нью-Брансуике, а его имя присвоил себе с неизвестной целью самозванец. Военное ведомство, убедившись в подлоге, направило капитану эсминца запрос. Разоблаченный Демара рассказал капитану, что он обладает фотографической зрительной памятью и способностью запоминать дословно большие объемы текста и перед каждой операцией штудировал соответствующий раздел учебника по хирургии. А имя Кайра он взял в связи с тем, что в свое время был с ним хорошо знаком. Эта история все же закончилась для Демары благополучно. Капитан "Каюги" не стал выдвигать против него обвинения, в военном ведомстве также решили не поднимать шума и спустить дело, не красящее королевский флот, на тормозах. И "демобилизованный " корабельный врач отбыл в США.
Демара родился в небогатой, но обеспеченной семье в г. Лоуренс, штат Миссисипи. Но в 30-х годах в период Великой депрессии семейство разорилось и перехало из престижного района в маленький домик на окраине. В 16 лет Дэмара-младший ушел из дому и прибился к цистерцианскому монастырю в штате Род-Айленд. Об этом периоде его жизни за высокими стенами мало что известно. В 1941 году Дэмара решил посвятить себя военной службе и записался в армию, но через год тянуть солдатскую лямку без шанса быстро выдвинуться ему наскучила, и он дезертировал. Чтобы не попасть в руки военной полиции, Демара – теперь он называл себя именем своего своего армейского приятеля – снова укрылся в одном из монастырей.
Через год он решил, что его призвание – все же военная служба, но только на флоте. По сфабрикованным документам он поступил в ВМС, но и здесь не прижился. Он снова самовольно оставил службу. Чтобы его не разыскивали, инсценировал самоубийство. Вместо Дэмары на свет появился психолог Роберт Линтон Френч, который открыл частную религиозно-ориентированную психологическую практику.
Демара оказался незаурядным человеком – он обладал феноменальной памятью, высоким уровнем интеллекта, природным обаянием и большой наблюдательностью, умел находить общий язык с окружающими. Это привлекало к нему многочисленных пациентов, которые и не подозревали, что у врачевателя их психологических травм нет даже среднего образования. Позже биографы Демары пришли к выводу, что он был идеально одарен в области социальной инженерии: Демара при общении с окружающими прежде всего уяснял, чего от него ждут, и всегда говорил и делал только то, что не могло вызывать протеста окружающих. При этом он постоянно пополнял свои знания в той области деятельности, за которую брался, и неизменно производил впечатление исключительно компетентного специалиста.
Согласно некоторым источникам, Демара даже некоторое время преподавал психологию в одном из колледжей в Пенсильвании и в колледже Сент-Мартинс в штате Вашингтон. Для того чтобы получить эти должности, мошенник разжился фальшивым дипломом об окончании универститета. Но карьеру доморощенного психолога прервало Федеральное бюро расследований, которое, наконец, вышло на него по делу двойного дезертирства из армии и флота. По приговору суда Демара на полтора года угодил за решетку.
После выхода на свободу он решил перевоплотиться в хирурга-травматолога Джозефа Кайра, с которым он действительно познакомился в период своей психологической практики. С фальшивыми документами Демара отправился в Канаду, где врача-добровольца с удовольствием зачислили в королевские ВМС и назначили корабельным врачом на отпраляющийся к побережью Корейского полуострова эсминец, присвоив ему звание лейтенанта медицинской службы.
Когда Демара возвратился из района боевых действий в США, денежные затруднения натолкнули его на мысль продать рассказ о хирурге-самозванце журналу Life. Статья с фотографией Демары в популярном издании принесла ему гонорар и широкую известность, но обернулась и обратной стороной. Когда он в очередной раз обзавелся фальшивыми документамим и работал помощником надзирателя тюрьмы в Техасе, его по фото на журнальной обложке узнал один из заключенных, и Демару изгнали с работы. Причем администрация тюрьмы рассталась с ним не без сожаления: энергичный сотрудник, уже исполнявший обязанности старшего надзирателя в блоке, где содержались особо опасные преступники, проводил большую и небезуспешную работу по психологическому перевоспитанию закоренелых рецидивистов.
Но Демара был неистощим на перевоплощения. Так, под именем Мартина Годгарта он даже учительствовал на острове Норт-Хейвен в штате Мэн. Поразительно, но Демара успешно преподавал английский и французский языки в младших классах, кроме того, возглавлял отряд скаутов и заведовал воскресной школой. В школе он слыл всеобщим любимцем. Но его слава самозванца, которой положил начало Life, докатилась и до острова. К счастью для Демары, дело до суда не дошло, родители школьников, хотя и были шокированы, удовлетворились тем, что Демара убрался с острова.
В начале 60-х годов прошлого века ему удавалось устроиться, разумеется, не без мошенничества с документами, консультантом в крупнейшем лос-анджелесском приюте для бездомных Union Rescue Mission. Свой первый и последний подлинный сертификат об образовании Демара получил в 1967 году: он окончил Библейский колледж в Портланде, штат Орегон, и стал священником баптистской церкви. Так, конце 70-х он был приходящим священником в больнице Good Samaritan Hospital в Анахейме, штат Калифорния. Но и здесь ему не удалось скрыться от прошлого: когда история его похождений стала известна, Демаре решили запретить служение в больнице. За Демару поручился влиятельный доктор Филип Чифарелли, ставший его близким другом.
В 1960 году в свет вышла книга в жанре биографии публициста Роберта Крайтона "Великий самозванец" (The Great Impostor by Robert Crichton). Крайтон, общавшийся со своим героем, записал горький приговор, вынесенный великим фальсификатором самому себе: «С каждой новой идентичностью отмирала часть меня настоящего, каким бы я ни был». Но подчеркнул, что в его авантюрах ему сопутствовал успех, потому что он появлялся в нужное время и в нужном месте – там, где не было никого другого, чтобы заполнить пустоту.
Демара умер от сердечной недостаточности в 1982 году в возрасте 60 лет, до конца оставаясь баптистским священником. Прихожане вспоминали его как человека, умеющего находить слова утешения и поддержки как никто другой. "Великий самозванец" занял отдельную нишу в мировом пантеоне мошенников. Он преступал многие законы, предусматривающие ответственность за мошенничество, но в отличие от собратьев по цеху его "утонченные и сложные по своей форме деяния" никогда не были направлены на обогащение, завладение чужой собственностью.