Роскосмос-4. Пока Маск сажает ракеты в море, Роскосмос? (5 фото)
Сегодня мы поговорим о наиболее амбициозном проекте российской космонавтики, совместным с США и Украиной - системе морского запуска ракета-носителей, плавучем комплексе "Морской Старт"
Предыстория.
Идея запуска космических кораблей и спутников с экваториальной зоны не нова - благодаря вращению Земли, такой запуск может вывести до 30% больше груза чем, к примеру, аналогичный носитель сможет вывести с северных широт, с космодрома Плесецк.
Первыми в деле освоения поверхности океана для стартов в космос оказались... итальянцы. Кто бы мог подумать! Уже в 1967 Италия, с помощью США, запустила первый спутник с плавучей платформы "Сан Марко", установленной недалеко от побережья Кении в Индийском Океане. Американцы всю дорогу предоставляли проекту римских патрициев свои ракета-носители, в основном - легкого и сверхлегкого классов. Все запуски были успешными.
Космодром, в составе двух стартовых платформ и одного корабля снабжения, прекрасно отработал аж 20 лет, с него за это время осуществили аж 9 запусков, то есть, менее чем по 1 в 2 года.
Тем не менее, в целом проект сочли очень удачным, выводили с него в основном научные спутники и исследовательские аппараты (к примеру, первый "кубсат" был выведен именно оттуда в далёком 1971-м году).
Однако, возможности итальянской платформы были ограничены весом ракета-носителей. И, после окончания срока службы платформ, проект решили законсервировать. А заинтересованные лица начали поиск других мощностей для запусков в космос.
Нужно также отметить, что определённый негатив в судьбе развития космодрома "Сан Марко" сыграло... Европейское Космическое Агенство, которое сочло нерентабельных поддержку сразу двух экваториальных космодромов (Космодром Куру, в отличие от итальянского, имея почти экваториальное расположение, обладает возможностями для запуска любых типов носителей).
Так что, на данный момент из комплекса строений Сан-Марко работает только контрольный центр спутниковой связи и наблюдения за запусками.
Начало проекта.
(на фото - запуск легкой ракеты "Scout-B" с плавучей платформы "Сан-Марко", побережье Кении, 1970-е)
Ситуация в российской и украинской космонавтике в начале 1990-х была критической. Финансирование сузилось в сотни раз, многочисленные научные институты и мощнейшие предприятия космической промышленности оказались мгновенно никому не нужны. Ситуация усугублялась также и разрывом производственных цепочек, когда вдруг половина предприятий бывшего советского космического гиганта оказались за пределами России.
Нужно отметить, что к тому моменту на балансе России и Украины был один перспективный ракета-носитель, который успели разработать и несколько раз запустить до распада СССР. Речь идёт о семействе "Зенит" - "половинке" первой ступени РН "Энергия", с доработанным двигателем второй ступени. Эта ракета, по задумке советских ракетастроителей, должна была заменить устаревающие "Союзы" и "Протоны" в деле вывода полезной нагрузки - как средней, так и тяжелой. Но, увы - программа запусков с самого начала шла с большим браком, из десяти первых запущенных ракет в полете взорвались три, и после распада страны к теме не возвращались.
В то же самое время, на Западе активно искали возможности для расширения запусков постоянно увеличивающейся коммерческой нагрузки. Шёл бум спутникового телевидения и телефонной связи, возможности американских и европейских космодромов и ракетных заводов оказались недостаточными для удовлетворения спроса "коммерсов". США полным ходом разворачивали очередной этап "GPS", который буквально осушил ракетные запасы местных корпораций на годы вперёд; в Евросоюзе оказались не готовы к повышению спроса на ракета-носители, да и мощности дял запуска были ограничены.
На этой волне взгляды иностранных инвесторов обратились к СНГ, удачно совпав с интересами НАТО. Вояки с Запада страстно желали ликвидировать наконец ядерную угрозу с Востока, путем распила ракет. Но, скорость ликвидации советских баллистических ракет регулировалась договором СНВ, и полностью уничтожить таким образом наступательный потенциал России НАТО не могло. Помогли наши - предложили создать серию конверсионных ракет для коммерческих запусков, чем американцы с удовольствием и воспользовались. Ну, это немного другая история, к ней мы вернёмся в другой статье.
Итак. Есть ракета. Есть спрос. Но неоткуда запускать!
Большая часть коммерческого спроса в космосе - это тяжёлые телекоммуникационные спутники. Их вешают в точке равновесия в десятках тысяч километров от земной поверхности, на так называемой ГСО - геостационарной орбите. Выводить туда спутники выгоднее всего как раз с экватора, но... Как уже сказано выше, единственный экваториальный космодром Куру не мог закрыть потребности заказчиков, а Сан-Марко - не мог выводить среднюю и тяжелую нагрузку на ГСО из-за размеров стартовых платформ.
А Россия - северная страна. Да и потом, конверсионные ракеты различных модификаций уже были запланированы к стартам с Байконура, не давать же этим русским варварам контроль над 80% всей коммерческой нагрузки в мире, верно?
Решение было найдено. США (Боинг), Россия (РКК Энергия) Норвегия (Aker Kvaermer) и Украина (КБ Южное и КБ Южмаш) в 1995-м году создают консорциум "Морской старт". Основными инвесторами выступают первые три государства, при этом Норвегия бралась переделать отремонтированную в Выборге нефтедобывающую платформу японского производства в плавающий космодром, и изготовить сборочно-командное судно.
Россия, в лице РКК Энергия, занималась производство 80% компонентов будущей ракеты, остальное делала и собирала в готовый корпус Украина. Кроме того, на Выборгском судостроительном заводе восстановленная платформа была переоборудована под нужды собственно космических запусков.
Ну, а США брали на себя спутниковую нагрузку и работу с заказчиками.
И вот, уже в 1999-м году, спустя 4 года после начала работ, платформа встала на экваторе и выполнила первый пуск. 28 марта ракета-носитель "Зенит-3SL" вывела демонстрационный макет спутника на заданную орбиту.
Белый лебедь на пруду...
С этого момента "Морской Старт" начал свою коммерческую службу. За 15 лет работы было осуществлено 36 запусков космических аппаратов с коммерческими спутниками. Кажется, что 2 спутника в год - это немного. На деле же, это средние темпы запуска наземного стартового комплекса, так что с частотой запусков всё было более-менее хорошо.
Хуже было другое.
Ракета-носитель "Зенит" и её "внучка" "Зенит-3SL" несли в себе массу недоработок. Прежде всего - разработанная в СССР ракета была очень сложна в производстве. То, что было по зубам советским промышленникам, оказалось очень нетривиальным для промышленности России и Украины 10 лет спустя.
Из 36 запусков 4 окончились авариями, причём в одном случае ракета взорвалась прямо на платформе, сильно её повредив. Запуски были приостановлены на год.
Примерно такая же ситуация складывалась и с наземными запусками "мамы" нашей морячки - "Зенит-2". Там из 48 запусков неудачей закончились 7. Сказалось неизбежное падение качества производства сложной ракеты...
Вдогонку к чисто техническим проблемам пришли и просчёты в стратегии проекта, за которые отвечали уже американцы. Рынок тяжелых коммерческих спутников довольно ограничен. В год запускают сейчас от силы 5-6 таких аппаратов, а "Морской Старт" в этом смысле конкурировал не столько с западными космодромами, сколько с Байконуром и отработанным и куда более надёжным "Протоном". В следующих выпусках я затрону более подробно тему разгонных блоков - РБ - которые специально были доведены до массового производства в 2000-х годах именно для выведения тяжелых нагрузок средними и тяжёлыми ракетами на ГСО и высокие орбиты - но это в другой статье.
А пока что, сложилась парадоксальная ситуация. Благодаря конкурентной борьбе с продукцией "Хруничева" (привет вам, сторонники частной космонавтики, Илона Маска и свободного рынка!), у "Морского Старта" образовался внезапный конкурент в виде российского же "Протона". И в это же самое время появляется серия "Союз-2", опять же - с РБ в виде последней ступени, которая может выводить самую разнообразную нагрузку на различные орбиты куда дешевле и надежнее, чем "Зениты".
При расчете проекта, "Боинг" планировал загружать на сборочно-командной судно "Морского Старта" сразу несколько ракет и спутников, чтобы затем выводить их с минимальной задержкой в течении одного пускового цикла. На деле же, этого практически не случалось. Регулярные аварии РН "Зенит-3SL" и её модернизаций приводили к задержкам старта и возвращению корабля в порт. Затем, постепенно заказчики стали уходить на Байконур, и пуски стали всё более и более редким явлением...
Банкротство.
Итак, к концу 2000-х над проектом морского космодрома сильно сгустились тучи. Всё больше рос отрицательный баланс на счетах, всё меньше заказчиков хотели пользоваться услугами проекта. Наконец, после выведения текущих заказов, компания столкнулась с дефицитом текущих средств, не смогла реструктуризировать долги и в 2009-м году подала на банкротство в американский суд. Оставшиеся в виде задела ракеты были постепенно запущены в космос, но всё же в 2014-м году платформа "Одиссей" и сборочно-командное судно были поставлены на прикол в американском порту.
Начались длительные судебные тяжбы с инвесторами.
Судебный спор был разрешён в 2016-м году.
Корпорация "Энергия" на бесплатной основе обязалась возить американцев на МКС (2017-2019 годы, 5 кресел), "Боинг же перепродавал эти места за 360 млн долларов США НАСА. Это к вопросу о том, что Роскосмос так зависит от американских заказов на кресла в "Союзах", что как только те перестанут их покупать, так сразу весь российский космос и накроется медным тазом. Так вот считают маскофилы... Ну что ж там, вы были не в курсе, что последние 3 года американцы и так летали почти задаром, нет? Во-во...
В конечном итоге, "Морской Старт" был передан бесплатно компании "Авиакомпании S7", которая обязалась вложить в его модернизацию 160 млн. $ и использовать в своих целях для выведения своей собственной коммерческой нагрузки.
Вторая жизнь "Морского Старта".
17 и 25 марта 2020-го года платформа и судно "Морского Старта" прибыли к причалам дальневосточного порта Славянка. Там они и находятся до сих пор.
И если собственно с плавучим космодромом вопрос окончательно решён, ситуация с ракета-носителями и полезной нагрузкой для него остаётся неясной.
После неоднократных анонсов нового контракта с "Южмашем", контракт на 12 "Зенитов" окончательно разорван - при текущей политической ситуации в Украине никто не хочет иметь дела с её предприятиями.
Сейчас речь идёт об адаптации перспективной ракеты "Союз-5" (которая на 50% представляет из себя тот же советский "Зенит", но уже с полностью российской электроникой, навигацией и новыми модернизированными двигателями) к "Морскому Старту". Работы по этой теме идут небывалыми для постсоветской России темпами - всего за два года пройдено расстояние от проектной документации до огневых испытаний двигателей и сборки второй ступени, так что наземный вариант полетит довольно скоро... Но, каковы перспективы морского варианта этой новой ракеты?
Тем более, что сама компания "S7", в связи с трагической гибелью части руководства и остановкой деятельности в связи с коронавирусом, объявила о временной заморозке проекта.
Неясны и коммерческие перспективы проекта. Так уж повелось, что траектория МКС проходит не в самом удобном для старта с экваториальной части океана диапазоне орбит. То есть, работать на станцию "Морской Старт", скорее всего, не сможет. А коммерческая нагрузка...
Илон Маск наступил на те же грабли, что и "Морской Старт". Если в 1990-х каждый год выводилось до 25 тяжелых телекоммуникационных и геолокационных спутников, то уже к середине 2010-х это рынок скукожился втрое, до 7-8 спутников такого веса в год.
Благодаря быстрому развитию микроэлектроники и систем связи, тяжелые спутники на ГСО становятся всё менее востребованными. Кубсаты, мини-, микро- и нано- саты замещают часть функций тяжёлых спутников, а для их вывода уже не требуется такого количества тяжелых ракета-носителей.
Какое-то время ситуацию спасала отложенная нагрузка - из-за санкций против России и сильного опоздания Маска в производстве ракет, образовался небольшой, 2-х летний примерно, задел из тяжелых и средних спутников. Но и он уже закончился. Так, в 2019-м году компания Илона Маска вывела всего 2 тяжелых коммерческих спутника весом более 4,5 тонн на ГПО.
В 2020-м году таких спутников у Маска не ожидается вообще... Вся "тяжелая" нагрузка на его ракеты - это миссии к МКС и американские военные спутники...
В общем, перспективы плавучего космодрома остаются весьма туманными. Будем наблюдать дальше за этим амбициозным проектом!