Дом "Орга-металл" (4 фото)
Категория: Архитектура, Интерьер
4 мая 2020
Вокруг площади Красных ворот в 1920-е годы формировался своеобразный административный и бизнес-центр. После окончания НЭП в 1924-м году бизнес в нашей стране могло вести только государство. Поэтому и организовывались всякого рода акционерные общества по различным направлениям деятельности. Одним из таких обществ стало АО "Орга-металл" - Государственный трест по рационализации производства в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности. Трест был создан в 1924 году в структуре Наркоммаша для внедрения новых методов обработки, улучшения и усовершенствования станков и приспособлений, ведущих к повышению производительности труда и качества продукции. У него было два направления работы - консультационное и техническое. Первое - это проектирование, строительство, оснащение металлообрабатывающих заводов. Получается, что "Орга-металл был и проектировщиком и подрядчиком и, скорее всего, выполнял и функцию заказчика. Второе направление - испытания, освоение и демонстрация машин потенциальным покупателям - различным трестам.
Акционерами стали различные государственные учреждения: Главметалл, Машинотрест, Авиатрест, Арматрест, Мальцкомбинат, Металлосиндикат, Промбанк, Электросталь, Югосталь. Все они нуждались в проектной и инжиниринговой организации, а заводить каждому своё такое подразделение было не выгодно. Демонстрационный зал "Орга-металла" и его лаборатории, библиотека, выпускаемый журнал "Оргинформация" стали базой для первых исследовательских работ в области резания металлов, инструментов, станков и подготовки научных кадров. Разработав технологический процесс, Оргаметалл посылал бригаду на завод, где происходило внедрение новой технологии. При тресте был создан специальный завод приспособлений и штампов. К 1938 году, когда этот трест под названием "Оргоборонпром" вошел в состав Наркомата оборонной промышленности, из 1600 инженерно-технических работников Оргаметалла 87% уже работали на оборонных предприятиях, внедряя там передовой технологический опыт. Примерно в то же время исчезли и вывески со стен здания. Когда режим секретности был снят, организация, размещавшаяся в здании, разные названия: сначала Дом техники, ЦНИИ информации, потом НТЦ "Информтехника".
Под строительство административного корпуса с демонстрационными залами был выделен незастроенный участок тогда ещё чаеразвесочной фабрики "Большевичка" (бывшего Торгового дома «С. В. Перлов и И. И. Казаков»).
Конкурс по выбору проектировщика здания был проведён в 1927-м году, в нём участвовало 5 архитекторов. Первую премию получил заведующий строительным бюро Акционерного общества архитектор Давид Исидорович Френкель, вторую и третью – архитектор Освальд Освальдович Шнейдратус. Правление поручило разработку окончательного проекта О. О. Шнейдратусу при условии соблюдения «архитектурной идеи фасада архитектора Френкеля». О. О. Шнейдратус был автором расчётов и конструкции здания, вместе со своим помощником Бенедиктом Антоновичем Гайду он осуществлял руководство и надзор за ходом строительных работ. Интересная троица получилась: Давид Исидорович, Осип Осипович и Бенедикт Антонович. Сейчас такие имена редко встретишь.
По проекту, утверждённому в октябре 1927 года, здание должно было состоять из двухэтажной части, в которой был предусмотрен главный вход, выходивший на Орликов переулок и четырёхэтажной "конторской" части. Угол улиц скругляла третья часть. соединяющая первые две. Котлован начали рыть не дожидаясь утверждения проекта, в июне. Строили по современным технологиям, причём по современным нынешним временам. Несущий каркас и перекрытия сделали железобетонными, а наружные стены выложили из кирпича. Бетон заливался в опалубку через мачту для для монолитного бетона новейшей германской конструкции. К окончанию строительства в декабре 1927-го года комиссия по приёмке вдруг обнаружила вместо четырёхэтажного здания шестиэтажное. И здесь сработали современные нам технологии!
В подвале разместили склады, некоторые лаборатории, и коммунальную инфраструктуру - котельную, вентиляционную камеру. Большую часть подвального этажа (2 000 м?), весь первый этаж (2 400 м?), а также часть второго этажа (1 200 м?) занят залом для демонстрации станков. Зал на втором этаже проектировался с одним большим и двумя малыми фонарями, мостовым краном на 10 тонн и двумя галереями. Над двухэтажной частью здания была спроектирована крыша-сад. В шестиэтажной части здания, имевшей в плане V-образную форму, разместили все конторы «Оргаметалла», библиотеку, зал собраний, столовую, буфет, большой чертёжный зал, зал заседаний.
Но уже в 1928-м двухэтажную часть надстроили ещё одним этажом. В 1929-м надстроили и полукруглую часть здания. Конторы в Москве росли как грибы после дождя, и в 1932-м Моссовет разрешил надстройку двумя этажами шестиэтажной части здания, но эта задумка так и осталась нереализованной.
Название организации было выполнено кириллицей и латиницей. Информации о том, в какой момент в здании появился Мельстрой, контора по строительству мельниц и элеваторов, я не нашёл. Вдоль всей крыши демонстрационного зала идёт стеклянный фонарь, его уголок видно на кадре выше. Этот фонарь сохранился до сих пор и демонстрационные залы тоже работают.
Автор DMITRY_SASIN