Купание в красной воде: история Mercedes-Benz 300 SEL 6,8 AMG (23 фото)
Категория: Автомобили, Интересное, Репортажи
8 апреля 2020
Главное именно эта машина сделала совсем еще молодой фирме Ханса-Вернера Ауфрехта и Герхарда Мельхера имя в Европе. Ее история, надеюсь, будет интересна, каждому кто любит классические «мерседесы».
Начиналось же все без Ауфрехта, Мельхера и вообще без AMG. «Красная свинья» – сенсация 24-часовой гонки в Спа 1971 года, появилась на свет благодаря энтузиазму и смелости другого немецкого инженера – Эриха Ваксенбергера. “Ваксль”, как звали его друзья, с раннего детства болел автомобилями. Его отец владел дилерским центром марки DKW, а сам Эрих, с отличием закончив Мюнхенскую академию прикладных наук, устроился в Mercedes-Benz. Причем сразу в отдел испытаний легковых автомобилей.
Довольно быстро “Ваксль” возглавил тестовый департамент, а в 1956-м в его ведении оказалась и разработка шасси перспективных моделей. Эрих, к примеру, принимал непосредственное участие в работе над тогдашним штутгартским суперкаром знаменитым “Крылом чайки” 300 SL. Среди его проектов был так и не пошедший в серию родстер W127 – по сути более мощная спортивная версия модели 190 SL с шестицилиндровым мотором. Активное участие он принимал и в раллийной программе фирмы. Но вскоре политика Mercedes-Benz в отношении спортивных автомобилей резко изменилась.
Эрих Ваксенбергер, которому мы всецело обязаны этой удивительной историей
Трагедия в Ле-Мане 1955 года, унесшая жизни 83 человек, вынудила фирму покинуть гонки. Быстрые машины стали постепенно исчезать и из модельной линейки. “Сегодня Mercedes-Benz превратился в производителя автомобилей для чиновников, зажиточных фермеров и пенсионеров” – грустно констатировал в 1966-м авторитетный немецкий журнал Auto, Motor und Sport.
?
Материал попался на глаза Ваксенбергеру и уж тут копившаяся годами досада и злость на овощную политику собственной фирмы вырвалась наружу. «Ваксль» лично знал автора статьи – главреда AMS Ганса Ульриха Визельмана и воспринял горькую правду изложенную на журнальных страницах персональный вызов. Исключительно по личной инициативе, в обход всех корпоративных норм и законов Эрих решил построить Mercedes-Benz достойный спортивной славы предков. “Сделаю ходовой прототип, а дальше будь, что будет…” – решил “Ваксль” и принялся за работу…
Списанный кузов купе 250 SE стал основной для внедрения донорского М100
“Ваксль” действовал решительно, нагло, но расчетливо. Работал только в сверхурочные, расходы списывал на отдел спецразработок для VIP-клиентов. Туда иногда поступали очень жирные заказы, а за финансовыми потоками никто пристально не следил. Быстро отбросив изначальную идею “турбонаддуть” рядную “шестерку”, Эрих решил поставить 6,3-литровый V8 от Grosser Mercedes W100 под капот компактного седана серии W108/109.
?
Компактным он казался только на фоне гигантской “сотки”. А так 108-кузов это типичный S-класс: и по размерам, и по статусу, и по оснащению. Раздобыть нужный мотор оказалось не сложно, а потом на счастье с конвейерной ленты в буквальном смысле сорвался и упал 250 SE Coupe. В просторную подкапотку списанного кузова “Ваксль” и принялся вживлять мотор М100. Пришлось значительно модифицировать систему рулевого управления, впускной и выпускной коллекторы и даже поставить механическую коробку передач от грузового Mercedes-Benz. На «руке» по справделивому мнению «Ваксля» динамика должна стать еще круче…
Начальство ничего не знало. Даже пробный запуск Эрих отложил на вечер пятницы, надеясь, что к полодиннадцатого все боссы уж точно разъедутся по домам и барам. И все же сочный рык “восьмерки” услышал один из топ-менеджеров. По счастью это был правильный человек – Рудольф Уленхаут, создатель знаменитых гоночных моделей Mercedes-Benz 50-х. Он совершенно случайно задержался в офисе допоздна и был немало удивлен происходящим. Так что субботнее утро Ваксенбергера началось со звонка от шефа.
?
Отпираться было бесполезно. На прямой вопрос – Was ist das? – Ваксенбергер выложил все. Уленхаут внимательно выслушал и… потребовал машину для тест-драйва. Следующие три дня Эрих аврально доводил “мул” до рабочего состояния, ну а дальше… дальше была сказка. Прохватив на 6,3-литровом купе с ручкой (!) Уленхаут влюбился без памяти и лично пролоббировал мелкосерийный выпуск.
Как ни странно, совет директоров Mercedes-Benz даже не особенно сопротивлялся. Деды в руководстве оказались не такими уж и дедами! Поставить кондиционер, тормоза помощнее и в серию – без лишних рассуждений! Новую машину, получившую индекс Mercedes-Benz 300 SEL 6,3, покажут уже в Женеве 1968-го! На годы вперёд величественный и пугающе быстрый 250-сильный седанище станет королем автобанов и кошмаром водителей Porsche. Как никак 6,6 секунд до сотни! Общий тираж в итоге составит 6500 экземпляров.
?
Но Ваксенбергеру этого было мало. Он страстно хотел вернуть Mercedes-Benz в гонки… С этим все было сложно. После добровольной отставки 1955 года Mercedes-Benz худо-бедно поддерживал раллийную команду, кольцо же было под строжайшим запретом. Но тут на Ваксенбергера и Уленхаута вышел дилер Mercedes-Benz из Гонконга, предложивший от своего имени заявить 300 SEL 6,3 на 6-часовую гонку в Макао. Рудольф сам выписал своему бойкому подчиненному командировку.
'Ваксль' надирает всем задницы в Макао. Это гонка стала боевым крещением 300 SEL 6,3
Завидев на трассе огромный Mercedes-Benz местные пилоты Porsche и BMW сначала ржали в голос, но быстро умолкали. “Ваксль” сам сел за руль и вынес всех как на квалификации так и в гонке. Говорят, 300 SEL, дрифтивший от поворота к повороту, вез всем минимум пять секунд с круга!
?
Триумф в Макао и призовые в эквиваленте 10 тысяч дойчмарок только разожгли аппетит возмутителей корпоративного спокойствия. Уленхаут и Ваксенбергер решили, что пора пошуметь в Европе и не где-нибудь, а на 24 часах Спа! Для самой престижной кузовной гонки мира построили три аж три седана. Мотор расточили до 6,8 л, загнав мощность под 400 л.с. Договорились с пилотами – среди прочих с Жаки Иксом и Рауно Аалтоненом, успешно провели серию тестов, но… все зря. Прознав о планах Ваксенгбергера в Штутгарте нажали на тормоза – никаких гонок и это не обсуждается! Вот тогда-то дико разочарованный, но еще окончательно несломленный Эрих позвонил старым друзьям…
Жаки Икс тестирует 300 SEL 6,3 в рамках подготовки к 24-часовой гонки Спа-1969. Но проблемы с шинами, а главное запрет от высшего руководства Mercedes-Benz вынудили Ваксенбергера свернуть программу…
Ауфрехта и Мельхера он знал не понаслышке. Оба в прошлом работали в подчинении Ваксенбергера, доводя моторы для раллийной программы Mercedes-Benz. И оба впоследствии покинули фирму, открыв в Гросашпахе крохотную тюнинг-контору со скромными буквами AMG в названии. Теперь по старой памяти Эрих поделился с парнями планами завоевания мира, до кучи пообещав им неофициальную, но всестороннюю поддержку…
Как Ауфрехт и Мельхер наскребли денег на эту авантюру – непонятно. Еще сложнее понять откуда они черпали силы, чтобы продолжать, когда на одном из тестов опытный Ральф Келленерс разобрал 300-й об отбойник Хоккенхайма, а на “прогоне” в Зальцбурге за месяц до Спа машину пришлось руками отталкивать со стартовой прямой. Правда на прямиках 6,8-литровый монстр успевал разгоняться до 270 км/ч… А значит все могло быть не зря…
Стоковый M100 на 300 SEL 6,3 выдавал 250 л.с., гоночная версия расточенная Ваксенбергером до 6,8 л – это уже хорошо за 350. Сколько лошадей было у машины, стартовавшей на 24 часах Спа 1971 года? Точно неизвестно. Явно больше 400. Финишный тюнинг от Ауфрехта и Мельхера не прошел зря.
?
На тестах 300 SEL 6,8 показывал очень приличный темп и в Бельгию дружина AMG ехала с уверенностью в своих силах. Большинство же соперников и фанов впервые увидели огромный красный седан именно в Спа. И да это был шок! Почти двухтонная громадина, проплывавшая по трассе, выглядела абсолютной противоположностью классического гоночного автомобиля. Не только выглядела, но и была ей по сути. Заглянувших в салоне ждало очередное потрясение – коробка-автомат и задний ряд сидений!
Но Rote Sau – “Красная свинья”, а вернее “Красная свиноматка» это, как ни крути, немного разные вещи – была и очень быстрой. По трассе 300 SEL 6,8 мчал не как гоночный автомобиль, а скорее как такси. Разгон до звона на прямой и торможение в пол перед поворотом – иначе махину не удержать на траектории. К счастью в Спа много длинных прямиков, потому максималка в итоге зарешала. Пятое место в квалификации и серебряный подиум в абсолюте на финише!
?
На утро все герои этой драмы проснулись знаменитыми. Жаль только отпраздновать толком не успели. Пока воодушевленные успехом основатели AMG строили планы на сезон-72, в Париже чиновники от автоспорта поставили 5-литровые “кузова” вне закона. Финита ля… Героическую машину продали – у AMG тогда на счету была каждая дойчмарка. Новым владельцем Rote Sau стала французская Matra. “Свинке” удлинили кузов и с ее помощью испытывали посадочные шасси боевых самолетов. Так на каком-то засекреченном военном полигоне она и сгинула…
Машина, которую Mercedes-AMG таскает по историческим выставкам и фестам, это современная реплика с обычным 6,3-литровым V8, созданная в ателье Arthur Bechtel Classic. Кстати, 5 феврале ее выставляли на аукционе “Сотбис” в Париже. Машина ушла за 200 тысяч евро – вполне себе сумма для реплики.