Смертельные угощения, или О чем предпочитают молчать производители продуктов (11 фото)
Категория: Еда
17 марта 2020
Мадридский синдром
В мае 1981 года в рабочих пригородах Мадрида началась эпидемия странного заболевания. Больные массово жаловались на симптомы, похожие на проявления бронхита или ОРВИ, а врачи лечили их самыми обычными антибиотиками.
Но лекарства не помогали и вскоре проявлялись более тяжелые симптомы — повышение в крови уровня лейкоцитов, отек легких, сильные боли в мышцах и кожная сыпь. В этой фазе среди заболевших появились первые погибшие. Те что выжили начинали страдать от поражений печени, артрита, подкожных отеков и затяжной диареи.
Позже наступала хроническая стадия, с утолщением кожи, суставными контрактурами, потерей веса и мышечными спазмами. Биопсия показывала у всех таких пациентов воспаление с инфильтратами эозинофилов, лимфоцитов, нейтрофилов и гистиоцитов. Иногда это все переходило в некроз, а иногда в атрофию с эндомизиальным фиброзом.
Начинавшееся как бронхит заболевание убивало людей или делало из них инвалидов, лишая их конечности подвижности и обрекая на постоянные невыносимые боли. Возбудителя болезни найти не могли, но при этом смогли определить несколько важных закономерностей.
В первую очередь бросалось в глаза то, что заболевание было локализовано в определенных географических районах. Люди могли болеть целыми семьями, в то время как соседи, с которыми они тесно общались, оставались здоровы. Бывало и так, что в семье оставались члены, которых недуг не брал, когда остальные были больны.
Хворь не различала людей по полу, расовой принадлежности и образу жизни — казалось, что она выбирала свои жертвы случайным образом, не выходя за пределы определенной местности. Но спустя месяц, когда количество заболевших уже исчислялось сотнями, врачи Детской больницы младенца Иисуса нашли одну интересную закономерность.
Всех больных объединяла одна общая черта — их меню. Точнее, рапсовое масло, которое они все употребляли в пищу. Правда, масло было совсем не пищевое, а промышленное. Для того чтобы избавить людей от желания что-то на нем готовить, производители его денатурировали и добавляли анилиновый краситель. Необычный цвет и отвратительный вкус должны были препятствовать использованию продукта не по назначению.
Производителем масла была компания RAPSA, а его подготовку перед поставкой на рынок производила фирма RAELCA. После этого начинается самое интересное. Продукт промышленного назначения отправлялся в Севилью, где компания ITH очищала его от анилина и продавала под видом оливкового мелкооптовыми партиями.
Масло почти не попадало в крупные магазины и расходилось по лавкам мелких уличных торговцев «фермерскими продуктами». Благодаря этой махинации производитель получал тройную прибыль, а продавцы были счастливы закупать оливковое масло по фантастически выгодной цене.
Необъяснимая эпидемия оказалась массовым отравлением токсичными соединениями из масла, которые невозможно было полностью удалить из продукта. Болезнь получила условное название «синдром токсичного масла» и для борьбы с ней власти тут же приняли серьезные меры.
Токсичное масло изъяли у населения и продавцов, а вместо него выдали качественное оливковое. Казалось, все закончилось более-менее благополучно, ведь жертв могло быть гораздо больше. Но этот случай имел серьезные последствия, так как заложил камень в фундамент недоверия потребителей к пищевой отрасли.
История на этом не закончилась, так как нужно было выяснить, что же вызывало тяжелое отравление. Лабораторные исследования показали наличие в масле веществ PAP (3- (N-фениламино) -1,2-пропандиол), 1,2-диолеоилового эфира PAP (сокращенно OOPAP) и 3-олеоилового эфира PAP (сокращенно OPAP), каждое из которых могло быть опасным для человека.
Все эти соединения начали вводить подопытным мышам, но неожиданно оказалось, что ни отдельно, ни в различных сочетаниях друг с другом они не становились для чувствительных лабораторных грызунов ядом. Это было непонятно и «рапсовое дело» начало обрастать слухами и домыслами.
Итогом стало то, что правительство Испании и ВОЗ были обвинены в махинациях и сговоре. Официально «синдром токсичного масла» унес жизни 600 человек, но, по другим сведениям, от отравления умерли 1200 человек и более 20000 получили серьезные проблемы со здоровьем. Несмотря на то что прошло почти 40 лет, настоящие причины болезни так и не были установлены.
Огуречная эпидемия
В конце весны 2011 года часть Европы оказалась поражена штаммом Е.coli O104:H4, вызывающим у людей тяжелую кровавую диарею. Эпидемия привела к тому, что Россия отказалась от ввоза из Германии и Испании сначала овощей, а затем ягод.
Так называемым «нулевым пациентом» эпидемии стал мужчина из немецкого города Аахена, обратившийся в клинику 1 мая 2011 года с жалобами на кровавую диарею. Затем число заболевших начало стремительно расти и к 16 мая было зафиксировано уже более 100 случаев заболевания.
Основная часть заболевших проживали на территории пяти немецких земель: Гамбург, Шлезвиг-Гольштейн, Бремен, Нижняя Саксония и Макленбург-Верхняя Померания. Все заболевшие из других регионов Европы ездили в эти районы, расположенные в северной части страны.
Вскоре число заболевших исчислялось тысячами. 3000 случаев были зарегистрированы в самой Германии и еще 1000 среди жителей других стран. В 88% случаев заболевали люди в возрасте старше 17 лет, а средний возраст пострадавших составлял 42 года. Смертельные случаи были зафиксированы среди пациентов в возрасте старше 74 лет.
К борьбе с эпидемией подключился всемирно известный Институт Роберта Коха, специалисты которого очень скоро выяснили, что возбудителем болезни стала палочка Escherichia coli O104:H4. Источник инфекции также был обнаружен — им стали огурцы, ввезенные в страну из Испании.
Уже 27 мая 2011 года власти Германии объявили об опасности испанской сельхозпродукции, а специальная комиссия выявила две проблемные теплицы в Испании, откуда, предположительно, поступали подозрительные огурцы. Но исследование показало неожиданные результаты — бактерии не оказалось ни в пробах грунта из Андалусии, ни в самих овощах.
В связи с этим было высказано предположение, что палочки Е.coli O104:H4 попали на продукцию где-то по пути в Германию. Началось расследование, результаты которого были объявлены 31 мая 2011 года. Специалисты заявили, что логистическая цепочка оказалась настолько запутанной, что выяснить, где и как на испанские огурцы могли попасть бактерии не представляется возможным.
В Испании тут же воспряли духом и Госсекретарь Испании по европейским делам Диего Лопес Гарридо сделал официальное заявление, которое начиналось со слов «Вы не можете приписать происхождение этой болезни Испании».
В это время ученые нашли нового подозреваемого, на этот раз на территории Нижней Саксонии. Им оказались ростки фасоли, которые традиционно употребляют в пищу во многих немецких семьях. Было также обнаружено, что схожие симптомы были у жителей французской провинции Бордо. Оказалось, что это также штамм Е.coli O104:H4, но французы не ли ни испанских огурцов, ни проросшей фасоли.
Общим продуктом, который употребляли и в Нижней Саксонии и в Бордо были семена пажитника, ввезенные из Египта. Их проращивали, а затем использовали в салатах в сочетании с другими овощами. В Египте, разумеется, все отрицали, а Министр сельского хозяйства страны назвал заявления ВОЗ ложью и манипуляциями.
В итоге семена пажитника из продажи изъяли и все прекратилось. После этого ни анализы семян, на пробы почвы, которые готов был предоставить Египет, никого не интересовали. Проблему связали с «фекальным загрязнением» египетских ферм, козел отпущения был найден и в Европе все успокоились. Реальная картина развития событий до сих пор неизвестна, как и непосредственный виновник происшедшего.
Китайский молочный скандал
В 2008 году серьезные проблемы начались в другом конце света — в Китае. Там разразился так называемый «Китайский молочный скандал». Началось все с того, что 16 июля 2008 года, когда сразу шестнадцать детей из провинции Ганьсу почти одновременно попали в клиники с диагнозом камни в почках.
В основном это были грудные дети, которых родители кормили искусственными молочными смесями, произведенными компанией Sanlu Group CO. Ltd из городского округа Шицзячжуан. Производитель считался лидером в производстве детского питания в бюджетном сегменте и его продукция поставлялась в разные регионы страны.
Инициированная правительством Китая проверка повергла всех в шок — компания добавляла в свои смеси химическое вещество меламин, которое не растворяется в воде и, соответственно, не выводится из организма. Началась масштабная проверка компаний, выпускающих содержащую молоко продукцию, которая показала, что меламин добавляет в молоко 21 компания страны, в том числе и несколько государственных.
Было подсчитано, что инцидент с 16 малышами из Ганьсу был всего лишь каплей в море. Всего от добавки пострадало свыше 300 тысяч человек. При этом шесть детей умерли от почечной недостаточности, около 54 000 детей были госпитализированы с поражениями почек разной степени тяжести.
Но зачем добавлять в молоко то, что что несет в себе опасность Ответ прост — меламин позволяет поднять содержание белка в продукте с минимальными затратами. При этом формально товар соответствовал заявленным на этикетках характеристикам и считался неопасным.
Сам меламин не является токсичным соединением, но при постоянном употреблении накапливается в организме и может вызвать отложение камней в почках и, реже, злокачественные новообразования. «Китайский молочный скандал» прогремел на весь мир, нанеся серьезный удар по репутации китайских производителей. 11 стран полностью отказались от продукции из Поднебесной, содержащей молоко.
За это должен был кто-то ответить и виновные понесли заслуженное наказание. Два человека были казнены, один отделался условной смертной казнью (в Китае бывает и так), а двое отправились за решетку на 15 лет. Кроме этого, директор Управления по надзору за качеством и семь сотрудников его ведомства были уволены без права в будущем занимать ответственные посты.
Не успели отгреметь процессы по молочному делу, как в октябре того же 2008 года меламин был обнаружен в куриных яйцах. Оказалось, что его в качестве белковой подкормки добавляли в пищу птицам. Заявил о нарушении директор одного из заводов по производству молочных продуктов, расположенного в провинции Шаньси. Снова началось расследование и «посадки» виновных. Сам директор, инициировавший «яичный скандал», был убит неизвестными в 2012 году в возрасте 44 лет.
Если со времени рапсовой эпидемии прошло немало времени, то скандалы с огурцами и молоком прогремели относительно недавно. Несмотря на это, мало кто знает обстоятельства этих дел, забравших у людей жизни и здоровье. Об этих случаях все почему-то забыли и стараются упоминать их как можно реже.