Горацио Пагани: история мечты (30 фото)
Категория: Автомобили, Интересное, Репортажи
3 февраля 2020
Крохотный кусочек центральной Италии вокруг Болоньи носит громкое имя Долины моторов. На территории от Римини до Пьяченцы здесь собрано такое количество производителей суперкаров, что и представить сложно: Lamborghini, Ferrari, Maserati, Alfa Romeo; здесь же Ducati, Dallara. Неподалеку — музеи знаменитых брендов и их создателей и сразу несколько известнейших автодромов: Misano, Modena, Riccardo Paletti и, конечно же, Imola.
Если бы вы во сне и наяву мечтали создавать и строить суперкары, а в ваших жилах текла итальянская кровь, куда бы вы отправились осуществлять свою мечту Конечно, в Долину моторов. Именно так в свое время и поступил Горацио Пагани.
Все быстрое приходит из автоспорта
Горацио Пагани грезил суперкарами с пяти лет. Его предки были выходцами из Пьемонта, отец работал пекарем в аргентинской Касильде, но не о таком будущем мечтал маленький Горацио. Он делал модели машин из дерева, в 15 лет собственными руками построил мини-байк, а затем помог местному аргентинскому гонщику Альберто Гентили так доработать его четырехцилиндровую гоночную формулу, что тот сразу же занял второе место.
Горацио Пагани в молодости
В 21 год Пагани сконструировал шасси по требованиям Формулы 3, получившее единодушное одобрение журналистов и представителей автомобильной отрасли; одна проблема — у него не было двигателя и пилота.
Рассказывают, что Пагани погрузил машину на трейлер и отправился в Буэнос-Айрес, чтобы показать ее правлению Renault Argentina. После того как он настоял, чтобы те лично посмотрели на машину, представители компании задали ему несколько вопросов, а затем пообещали не только двигатель, но и поддержку в течение гоночного сезона.
Вопрос с гонщиком тоже решился довольно быстро: Renault предложили эту роль Агустино Бимонте, местному чемпиону, который подписал контракт и весьма успешно провел следующий сезон, доминируя над остальными командами и участниками.
Хуан Мануэль Фанхио, наблюдавший за результатами машины на треке, был настолько впечатлен, что решил лично познакомиться с 22-летним инженером, а после знакомства написал ему целых три рекомендательных письма на фабрики Ferrari, Lamborghini и Alfa Romeo; именно благодаря одной из этих протекций Пагани и приняли на работу в Automobili Lamborghini.
Горацио, талантливейший инженер и конструктор, уже к тому моменту обладавший дипломами факультетов машиностроения и промышленного дизайна, в Италии вновь начал свой путь фактически с нуля. Его взяли механиком третьего разряда в кузовной отдел Lamborghini, но он был рад и этому…
Есть многое на свете, друг Горацио…
Для Горацио Пагани это многое безусловно сконцентрировалось в Долине моторов.
Начиная свою карьеру в Италии с самых низов, в 1988 году он уже основал фирму Pagani Composite Research, занимавшуюся композитными материалами и карбоном, чем заложил краеугольный камень своего будущего. В то время как все основные производители предпочитали в качестве материала использовать легковесный пластик, Пагани сделал ставку на карбон — и не ошибся. Именно его можно считать «отцом» карбоновых автомобилей в целом, и именно Пагани и его фирма внесли важнейший вклад в создание Lamborghini Diablo в частности. Интересно, что Pagani Composite Research до сих пор работают на рынке и производят карбоновые детали и элементы для многих автомобильных брендов, включая Ferrari и Renault.
А началась эта фирма очень интересно — с отказа Lamborghini купить автоклав для выпечки карбона на своем производстве: знаменитый бренд счел это направление недостаточно перспективным. И тогда Пагани решил приобрести автоклав в кредит для собственных нужд, что полностью развязывало ему руки и позволяло работать над теми проектами, которые он считал нужными.
«Пробным камнем» стал передний капот Lamborghini Countach, полностью изготовленный из карбона. Деталь была такой легкой и удачной, что Пагани сразу же получил заказ на подобные же части для прототипа Diablo, который должны были представить в 1990 году. Однако Горацио Пагани умел думать вперед: он изготовил из карбона не только капот, но еще и бамперы, дверные пороги и некоторые части интерьера. Когда Lamborghini, наконец, поняли все преимущества новой технологии, Пагани поручили создать подразделение, идентичное его собственному.
В 1991 году ему предложили построить автомобиль полностью из композитных материалов, чтобы отметить 30-летие Lamborghini. Но из-за кризиса, разразившегося в 90-е годы, Lamborghini представили на праздник вместо новой модели рестайлинг Diablo. Понимая, что сотрудничество исключительно с Lamborghini может серьезно сказаться на прибыли из-за подобных ситуаций, Пагани начинает работать и в других направлениях, где можно применять карбон. Самыми известными продуктами того времени стали лыжные ботинки, седла для гоночных мотоциклов и конные беговые коляски. В этом же году Пагани открывает фирму Modena Design, которая специализируется на разработке дизайна интерьера и экстерьера спорткаров и выпускает карбоновые детали для Dallara, Ferrari, Lange и Renault.
Параллельно с этим он занимается созданием своего первого суперкара — так появились наброски проекта С8. Более десяти лет конструктор трудился над этим проектом. Первые чертежи и рисунки превратились в модели, модели наконец стали концептом, а концепт получил полноценное имя — и при этом очень громкое: Fangio F1. Хуан Мануэль не возражал: более того, именно благодаря его протекции Пагани сумел встретиться с руководством AMG и стать первым, кто договорился с ними о поставке двигателей для своих будущих суперкаров — специально для него AMG собирали великолепные атмосферные V12.
Современные двигатели AMG
Будущий кузов Пагани испытывал в аэродинамической трубе Dallara, детали интерьера проектировал в Modena Design, но для старта производства нужна была фабрика — и в 1998 году все свои средства Пагани вкладывает в строительство собственного завода в Сан-Чезарио-суль-Панаро — Pagani Automobili.
В том же году на свет появился первый автомобиль. К сожалению, Фанхио не дожил до его премьеры, а Горацио счел нескромным давать автомобилю имя ушедшего друга и наставника, и назвал машину в честь ураганного ветра — Zonda. В 1999 году на Женевском автосалоне была представлена новая Zonda C12, собранная вручную, с рамой и кузовом из углеволокна: вот тогда имя Горацио Пагани стало известно во всем мире!
Zonda C12 не только уникальна по своему дизайну, ее динамические характеристики для того времени были просто удивительными: 3,5 секунды до 100 км/ч и максимальная скорость в 340 км/ч! За первый год Пагани получил порядка 100 предоплаченных заказов на свой суперкар!
Вся жизнь Пагани
В новое помещение бренд Pagani переехал в декабре 2017 года, локализовав на одной территории всю свою деятельность. Открывая двери в это здание, фактически вы открываете двери в жизнь Пагани. Здесь создано единое пространство вместе с фабрикой, магазином, клиентской комнатой и шоу-румом. Здесь же неподалеку находятся и апартаменты Горацио Пагани и его семьи.
Все здание построено с ориентиром на экологичность, при создании использовались современные технологии и материалы, отдельное внимание уделили установке различных систем, таких как светодиодное электрическое освещение, фотоэлементы, управление энергосбережением и очистка воды.
Внутри здания — светло, просторно, прохладно. Тонированное стекло, много камня, металла и карбона. Везде логотипы компании — будь то стеклянные двери, перегородки, коврики или вешалки с брендированной одеждой тут же, в маленьком магазинчике. Из карбона сделаны раковины в туалетных комнатах, плиточки на полу и разнообразные мелочи вокруг вроде ручек, крышечек, блокнотов и другой ерунды: сразу понятно, что карбон здесь в почете.
Внутренние помещения выполнены в стиле итальянских двориков — с кирпичными стенами, растениями в кадках, декоративными уличными фонарями, часами, лесенками и красивыми деревянными дверями. Здесь легко дышится, все выглядит очень изящно, и совершенно нет ощущения, что ты находишься, по сути, на секретном объекте. Впрочем, «секретным объектом» является лишь производство: попасть за закрытые двери сборочного и производственного цехов совсем не просто, а если попадаешь, то с тебя тут же берут обещание не снимать видео и не фотографировать. Здесь много собственных ноу-хау и прочих разработок, которые предпочитают не демонстрировать, ведь конкуренты не дремлют.
Пока же мы ждем экскурсовода, я не могу удержаться от того, чтобы не «полистать» фирменные футболки на вешалках, заглянуть в клиентскую комнату (где оформляют заказы на автомобили) и не сфотографировать прекрасную Zonda на фоне рояля. У Пагани все так: автомобили и музыка, наука и искусство, технологии и стихия. Великий Леонардо, золотое сечение и печки для карбона.
Технологии и искусство. Фабрика Pagani
Ателье Пагани состоит из трех основных подразделений: студия дизайна, цех компонентов и сборочная мастерская.
Производственная зона занимает примерно 2/3 всего помещения и расположена на двух этажах. Однако меньше всего это похоже на завод — скорее, напоминает площадь небольшого итальянского городка с деревьями, мостовой из булыжника, уличными фонарями и ратушными часами, бьющими каждый час.
Итальянский стиль дизайна предприятия — не просто очевидный выбор, а целенаправленное желание подчеркнуть истинно итальянский дух Automobili Pagani.
Интересно, что дизайн-проект фабрики создали сыновья Горацио — Леонардо и Кристофер, которые вместе с женой Пагани Кристиной владеют всеми акциями предприятия.
На втором этаже фабрики расположена зона, где сотрудники работают с композитными материалами. В центре цеха находятся два огромных автоклава (аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного), в которых и «выпекаются» все необходимые детали. Карбон в производстве машин Pagani применяет везде, даже в силовых частях. Технология оплетения титановых деталей карбоном позволяет совмещать плюсы обоих материалов.
Сборочный цех расположен на первом этаже. Центральная часть отведена под сборку шасси, сначала собирают переднюю и заднюю подвески, детали которой выполнены из очень легкой хромомолибденовой стали, затем на специальных подрамниках устанавливают остальные тяжелые механические компоненты.
Затем каждый конкретный автомобиль переводят в отдельное помещение, где заканчивается процесс сборки. Таких помещений, расположенных по периметру площади, несколько. Между собой они разделены арками, что создает впечатление открытого пространства. Именно там несколько сотрудников вручную собирают автомобили, у каждого из которых уже есть владелец.
К сожалению, фотографировать на территории сборочного цеха нам не разрешили, так что используем фотографии, предоставленные компанией Pagani.
100 уникальных миллионов евро
В Музее Горацио Пагани собрана потрясающая коллекция. Мало того, что она стоит десятки, если не сотни миллионов евро, вы просто больше нигде и никогда не увидите столько уникальных автомобилей в одном зале. Да, весь музей занимает всего один зал. А начинается все с той самой формулы и с того самого мини-байка, которые Горацио Пагани построил еще в Аргентине.
Но дальше взгляду предстают почти все модели Pagani.
Zonda
Мануфактура Pagani производит в среднем около 20 автомобилей год. С 2000 года было продано 130 автомобилей Zonda. И каждый из них создан весьма тщательно и скрупулезно: все детали проходят рентгеноконтроль; в специальном регистре фиксируется процесс изготовления каждого экземпляра, его история, включая повреждения при эксплуатации и ремонт.
Первой стала Pagani Zonda la Nonna, что переводится как «Пагани Бабушка».
Pagani Zonda la Nonna
La Nonna — это автомобиль-легенда, на ней испытывали все детали и различные узлы, которые затем применялись в автомобилях Pagani. В том числе на нее устанавливали все эволюции двигателей Mercedes AMG M120 V12, испытывали все аэродинамические решения и все материалы, которые в итоге и сделали Pagani автомобильной иконой. Пробег этой «бабушки» превышает 550 000 км. В музее представлено шасси № 2, т. е. вторая по счету машина из всех, выпущенных компанией. Дата его производства — 1998 год.
Zonda S
Двигатель: Mercedes AMG V12 7.0
Мощность: 555 л.с.
Вес: 1280 кг
Через год после дебюта С12 на автосалоне в Женеве Пагани представил первую гражданскую версию автомобиля, кузов которого был полностью выполнен из карбона. Таким образом он продемонстрировал не только эстетическую ценность нового материала, но и его функциональность. Например, вся задняя часть автомобиля выполнена из одного полотна карбона размером 45 кв м. Новая Zonda S стала чуть легче (на 10 кг), чуть дороже (на 30 тыс. долларов) и получила более длинную переднюю часть и дополнительные аэродинамические закрылки. Всего было выпущено 16 таких машин.
Zonda F
Двигатель Mercedes AMG V12 7.3
Мощность: 602 л.с.
0–100 км/ч: 3,5 секунды
Zonda F стала своеобразным полигоном для различных технологических разработок, которые затем применялись в других моделях, в том числе в Zonda R. Она обладала измененными деталями кузова и усовершенствованной аэродинамикой. Zonda F так названа в честь Хуана Мануэля Фанхио. Всего было выпущено 25 таких автомобилей.
Zonda F Roadster
Двигатель Mercedes AMG V12 7.3
Мощность: 650 л.с.
Вес: 1230 кг
Дебютировала в 2006 году на Женевском автосалоне. Эта машина изначально выпускалась с правым рулем, но была сконструирована так, что руль и все остальное можно было перекинуть без сложностей и потерь. Внешне родстер был похож на купе, но обладал съемной крышей из карбона и весил всего на 5 кг больше. Немецкий гонщик Марк Бассенг прошел на облегченной версии Zonda Roadster F Clubsport круг по Нюрбургрингу за 7 минут 24,7 секунды.
Zonda Cinque (Zonda 5) Roadster
Двигатель Mercedes AMG V12 7.3
Мощность: 678 л.с.
Вес: 1210 кг
Цифра «5» означает, что в мире всего пять таких автомобилей: пять родстеров и пять купе. Его стоимость — 1,5 млн евро. Сегодня каждый из них оценивается в 9 млн евро, так что это хорошее вложение. Но известна машина не только этим. В Зонде Чинке впервые была использована очень любопытная технология: в карбон, из которого изготовлен монокок, добавили титановые нити для компенсации жесткости кузова в родстере.
Это самый прочный, легкий и аэродинамичный кузов, который когда-либо производили Pagani Automobili.
Zonda R-evolution
Двигатель Mercedes AMG V12 6.0
Мощность: 800 л.с.
Вес: 1070 кг
«Ограничения для того и существуют, чтобы их превзойти. Мы знали, что Pagani Zonda R была очень быстрой машиной, самой быстрой на Северной петле Нюрбургринга. И мы знали, что будет очень сложно спроектировать и построить еще более быстрый автомобиль». Горацио Пагани.
Zonda Revolution стала логичной эволюцией предыдущей Zonda К, гораздо более экстремальной, построенной вопреки всем правилам и требованиям за исключением безопасности. На ней установлена 6-скоростная поперечная секвентальная коробка передач из магния, карбонотитановый монокок, новый 6,0-литровый 12-цилиндровый двигатель мощностью 800 л.с. и крутящим моментом 720 Нм. На заднем антикрыле установлена система DRS.
В Zonda Revolution использованы инновационные материалы, пришедшие из Формулы 1 и аэрокосмической промышленности. Ее строили скорее как испытательный полигон для многих технологий, которые в дальнейшем были использованы в Huayra, однако на гоночной трассе она чувствует себя в родной стихии. Представленный в музее прототип № 00 построен на базе шасси предыдущей Zonda R, которая в 2010 году прошла круг по Северной петле за 6,47 минуты.
Huayra
Двигатель Mercedes AMG V12 6.0 Bi-Turbo
Мощность: 730 л.с.
Вес: 1350 кг
Горацио Пагани, который еще в 90-е годы изучал активную аэродинамику, впервые применил ее тем не менее не в Zonda, а в Huayra. Подготовка этого автомобиля продолжалась долгих восемь лет, а впервые он был представлен в 2011 году на Женевском автосалоне.
Интересно, что у Huayra нет ни одной общей с Zonda детали. Даже мотор хоть и V12 AMG, но уже твин-турбо. Весит Уайра 1350 кг.
Активная аэродинамика привнесла в конструкцию автомобиля активную переднюю и заднюю подвеску, а также четыре закрылка: два спереди и два сзади. Они меняют свое положение в зависимости от скорости, угла поворота руля, поперечного ускорения, тормозного усилия, положения дроссельной заслонки и прочих динамических характеристик, а информацию получают от таких систем, как ABS и ECU. Задние закрылки действуют также как воздушный тормоз — например, при резком торможении они поднимаются, чтобы противодействовать переносу веса на передние колеса и сохранять устойчивость всего автомобиля.
Уайра — единственный автомобиль, удостоенный звания «Автомобиль года» по версии сразу трех изданий — Top Gear, Car и Evo Magazine. Это первая модель Pagani, которая сертифицирована везде, включая США и особо строгую Калифорнию.