Величайший и самый ненужный рейд спецназа в истории Второй Мировой Войны (15 фото)
Категория: Ностальгия, PEGI 16
24 июня 2019
Чтобы что?
1942 год, Британия задыхается в морской блокаде. Выходящие из Бреста, Сен-Назера, Лорьяна и Бордо немецкие подлодки разрывают конвои союзников в Атлантическом океане. В Норвежском море наводит ужас самый мощный корабль Гитлера – линкор «Тирпиц». Опасение, что исполин отправится к западному побережью Франции и присоединится к охоте за транспортами, заставляет британское Адмиралтейство собрать против него внушительную боевую группу.
Вряд ли бы Королевский флот позволил «Тирпицу» прорваться в Атлантику без повреждений, но в устье Луары у города Сен-Назер принять на ремонт и укрыть корабль мог крупнейший сухой док мира – 350-метровый «Луи Жубер». Система шлюзов и мощные ворота надежно защищали базу от торпедных атак.
Четыре десятка зениток и близость жилых домов заставили отказаться от бомбардировки с воздуха.
Крупные корабли не могли бы преодолеть 8 километров реки из-за отмелей, минных полей и береговых батарей. Но для защиты поставок в Британию «Луи Жубер» необходимо было вывести из строя.
Шанс на успех дарила спецоперация под руководством оперативного штаба лорда Маунтбеттена, отвечавшего за рейды на оккупированную территорию. Коммандос и морякам помогли разведчики и криптоаналитики, получившие коды шифровальной машины «Энигма». В распоряжении британцев были график дежурства немецкой авиации, схема минирования и план порта.
Аэрофотосъемка доков в Сен-Назере.
Операция «Колесница» стартовала 26 марта 1942 года, когда из Фултона вышли 3 эсминца, 12 мотоботов, артиллерийский и торпедный катер. Секретность была настолько строгой, что два попавшихся на пути конвоя французских траулера были потоплены, а рыбаки взяты в плен.
Троянским конем был эсминец «Кэмпбелтаун» под командованием Стивена Халди.
Четырехтрубное судно времен Первой мировой сначала разгрузили: сняли большую часть орудий и торпедных аппаратов, убрали противолодочное оборудование и камбуз. Потом нагрузили: дополнительно забронировали палубу, мостик и рубку рулевого; установили зенитки «Эрликон», которые должны были подавить немецкие прожекторы; в угольной яме разместили 4,5 тонны взрывчатки. Заряд замаскировали и залили цементом.
Чтобы выдать «Кэмпбелтауна» за патрульный миноносец Кригсмарине, одну трубу ему убрали, вторую подрезали, а борта перекрасили. В море корабль поднял немецкий флаг.
Эсминец «Кэмпбелтаун» в ходе подготовки к рейду на Сен-Назер.
.
Капитан Халди получил инструкции таранить батопорт (плавучие ворота дока), прикрыть огнем десантные группы, поставить заложенную в трюме бомбу на 10-часовую задержку и покинуть эсминец. На берег Сен-Назера планировалось высадить 268 бойцов. Штурмовики должны были захватить пристань и уничтожить расчеты орудий. Диверсанты – взорвать магнитными минами насосы, двигатели и трубопроводы дока, электростанцию и шлюзы в городе. Саперов прикрывали команды защиты с пулеметами Томпсона.
Основу десанта составил 2-й батальон коммандос, несколькими месяцами ранее похитивший ключевые детали нового немецкого радара в ходе рейда на Брюневаль. С борта артиллерийского катера спецназом руководил полковник Чарльз Ньюман.
Полковник Чарльз Ньюман, командир 2-го батальона коммандос.
.
В полночь 28 марта над Сен-Назером появились полсотни самолетов Королевских ВВС. Удар не получился из-за дымки и облачности. В 1942 году британцы еще не применяли ковровые бомбардировки, и экипажи имели строгий приказ атаковать только четко видимые цели.
Хуже того, неудачный налет привел гарнизон в боевую готовность. Когда в 1:30 ночи корабли подошли на две мили к доку, их ослепили прожекторы.
События разворачиваются стремительно. Немцы открывают заградительный огонь из зениток и пулеметов.
Сигнальщики «Кэмпбелтауна» семафорят, что корабли принадлежат Кригсмарине, у них пакет для начальника порта, на борту есть травмированные, им срочно требуется медицинская помощь. Благодаря расшифрованному радиоперехвату, у британцев есть пароль.
Стрельба на минуту стихает и начинается с новой силой, когда «Кэмпбелтаун» набирает скорость и направляется к воротам дока. С эсминца и катеров к берегу тянутся трассеры «Эрликонов». Гаснет разбитый немецкий прожектор, воют сирены.
Путь следования конвоя к цели и план операции.
.
«Кэмпбелтаун» спускает немецкий флаг и поднимает White Ensign – флаг Королевского военно-морского флота – белое полотнище с красным крестом св. Георгия и изображением государственного флага Великобритании в левой верхней четверти. Батареи заходятся в лае, головной мотобот в правой колонне вспыхивает свечкой. Рулевому эсминца сносит голову, пули перебивают руки его сменщику. Экипаж несет потери.
Через 3 минуты после начала боя «Кэмпбелтаун» таранит батопорт и проделывает в воротах 10-метровую дыру. В ночь прыгают британские штурмовики, спустя минуту – диверсанты и минометная команда, на берег сходит полковник Ньюман со штабом. Бой не стихает ни на секунду, с палубы беспрерывно колотят зенитки, передовые группы коммандос расстреливают и забрасывают гранатами батарею на причале.
Эсминец «Кэмпбелтаун» после тарана ворот дока «Луи Жубер».
План сразу же летит в тартарары. Катер ML 269 поврежден и теряет управление. ML 268 взорвался. ML 443 расстреливают в упор и забрасывают гранатами. Стоявшая в гавани немецкая подлодка ведет огонь из надводного положения. Снаряды косят высадившихся коммандос, британцы отвечают из миномета. Несколько минут идет дуэль, но пара близких прилетов заставляет субмарину уйти задним ходом.
Часть команды застрявшего в батопорте эсминца забирает ML 177. Экипаж катера захватывает в порту баркас и буксир. Хаос, паутина трассеров. Высадиться с мотоботов смогли только 3 группы из 14.
ML 177 и ML 306 при отходе натыкаются на немецкий миноносец «Ягуар». Моряки сдаются в плен или гибнут. Пулеметчик ML 306 Том Дюррант получает десяток тяжелых ранений, но продолжает стрелять по мостику эсминца и абордажной команде. Он умрет в госпитале Сен-Назер.
После боя командир «Ягуара» через британских пленных представит Дюрранта к награде, и тот посмертно получит Крест Виктории. Уникальный случай в военной истории.
Раненый десантник Том МакКормак.
Немцы осматривают «Кэмпбелтаун».
Британские военнопленные, Сен-Назер.
Останки британского катера, 28 марта 1942 года.
.
Пока ведут тяжелый бой коммандос, зажатые на причале и в старом городе, в доке взлетает на воздух насосная станция и топливный провод. Но управление потеряно: каждая группа на берегу и в застройке сражается за себя.
169 убитых – моряки, солдаты, офицеры управления. Четверо спецназовцев прячутся в подвалах и позже с помощью местных жителей через Испанию и Гибралтар вернутся в Лондон. Другие выжившие расстреливают боезапас и бросают оружие. В плен попадут 216 человек, включая командира операции Чарльза Ньюмена.
В 10:30 гигантский взрыв вспарывает док. Четыре с половиной тонны взрывчатки испаряют ворота «Луи Жубера», а также немецких офицеров, саперов и журналистов на борту «Кэмпбелтауна». Гибнут несколько десятков французов на берегу, горят танкеры на рейде. Приливная волна проходит через разбитый батопорт и довершает картину тотального разгрома. Сухой док в порту Сен-Назер восстановят только спустя 6 лет по завершению войны.
Британцы ликуют. Несмотря на большие потери, в газетах операцию называют «Величайшим рейдом в истории», 89 человек представляют к наградам. Пять участников операции получат Крест Виктории – полковнику Ньюману объявят о награждении перед строем в лагере военнопленных. Ни один пленный спецназовец или моряк не будет казнен, и все они после войны вернутся на родину.
После победы над Германией станет известно, что у немцев не было реальных планов прорыва «Тирпица» в Атлантику – Гитлер слишком боялся его потерять. Линкор останется у побережья Норвегии и будет потоплен британскими самолетами в 1944 году. Впрочем, рейд заставил немцев перебросить части с Восточного фронта и потратить уйму ресурсов на оборону французского побережья.
«Колесница», пусть и одним колесом, но все-таки проехалась по Третьему Рейху.
Памятник британским коммандос в Лохабер в Шотландии: “United we conquer”