Ночная смена
Однажды простой рабочий Михаил заступил в ночную смену. Ему поручили закаливать детали в специальной печи, что находилась на берегу реки, протекающей по территории завода.
Загрузил он детали в печь, а сам присел под плакучей ивой. Время свободное есть, детали нужно закалять как минимум час. Надо же как-то время скоротать.
Недолго думая, Миша опустил в холодную воду ведро с провизией, которая включала в себя водку и несколько бутылок пива. Дело происходило еще до сухого закона, тогда это в порядке вещей было. Лишь бы работа не страдала.
Начало смеркаться. Жара постепенно сменялась ночной прохладой. Да и от реки холодком повеяло – в ней же вода с гор течет, и водка с пивком хорошо охлаждаются, прямо как в морозилке.
Расположился Мишаня под ивой, выложил на покрывало закуску. Бояться некого: в ту ночь он работал один. Правда, на другом берегу находилась управа, в ней еще горело несколько окошек – видимо, тоже кто-то работал сверхурочно.
Мужик из управы
Сидит себе Миша, предвкушая поздний ужин под водочку. Смотрит, через мостик какой-то мужик идет: брюки, рубашка, галстук, портфель в руках. И вдруг он направляется прямо под иву. Миша развалился на земле, сигаретку покуривает, на мужика ноль внимания. А тот подошел, присел рядом на корточки, поздоровался:
— Добрый вечер, товарищ!
— Добрый, добрый, — ответил Михаил. Сам продолжает папироску потягивать. – Чего хотел то, уважаемый?
— Прикурить найдется?
Миша подал ему коробок спичек. Мужик прикурил, шумно вдохнув сигаретный дым.
— Хорошо-то как, свежо у реки, прохладненько. Тебя как звать-то?
— Да Миша я, а тебя?
— Иван. Можно просто Ваня. А ты давно тут работаешь?
— Давненько. Вот детали в печь загрузил, собрался перекусить, пока время есть. Достань-ка, Ваня, ведро из воды… вкусим, что Бог послал.
В поисках справедливости
Мужик достал из воды ведро с водкой и пивом, поставил бутылки рядом с закуской и расположился на газетке. Миша налил водку в стакан и протянул гостю:
— Ну, за знакомство!
Мужик выпил водку, взял огурец, закусил. Миша тоже налил себе, выпил полстакана одним махом. Закусил.
— А ты-то чего, Ваня, так поздно домой идешь? Сверхурочно работаешь, что ли?
— Ну да, можно и так сказать, — мужик закурил следующую сигарету, пуская дым в темное небо. Поинтересовался: — Платят-то хоть у вас нормально? Не обижают?
— Кто? Начальство? Пусть только попробует. Я тут, можно сказать, на вес золота. Да и по ночам частенько просят работать, а по закону не имеют права меня одного в ночную смену отправлять. По технике безопасности не положено, понимаешь?
А если со мной тут что-то случится? Хотя, если честно, мне одному даже спокойнее: и водки могу выпить, и вздремнуть часок. А у вас что, не так?
— Да я тут новенький, — ответил Иван, — еще многого не знаю.
— Платят-то вроде неплохо, но вот квартиру никак не могу получить. Живем с тещей под одной крышей – я, жена и двое детей. Ужас! Жена, между прочим, тоже на этом заводе работает. А квартиру, гады, нам зажимают. Попался я несколько раз, когда был выпивши, а за пьянку у нас тут строго спрашивают.
Я уже много раз ходил к директору завода с этой просьбой, да только кто такому штрафнику, как я, квартиру даст? Эх, Вань, давай наливай еще по одной, что ли. А то скоро детали из печи вынимать.
Снова выпили, закусили, закурили. Иван с интересом наблюдал за разомлевшим Михаилом, а тот продолжал разглагольствовать:
— Вот скажи-ка мне, Ваня: где справедливость на этом свете? Недавно на завод пришел новый технолог, только после института, так ему сразу же квартиру дали. А я тут столько лет уже отпахал, да и жена тоже. И нам – фиг! Разве это справедливо? Вот ответь мне.
— Миш, вот тебе мой совет: еще раз к директору сходи, может, в этот раз не откажет?
— Какой в этом смысл? У нас же директор недавно сменился, и что он за фрукт, я не знаю. Да и репутация у меня, сам понимаешь… Не, ерунда все это. Придется другую работу искать, вот месяц доработаю и уйду. Толку здесь не будет.
В общем, допили Миша и Ваня водку. Потом гость засобирался домой. Миша посмотрел вслед уходящему мужику, почесал затылок и пошел вынимать из печи детали.
Новый директор
Через несколько дней Михаила вызвали в профком. Тот поворчал, а потом с недовольным видом поплелся в управу, что за рекой. Вошел в кабинет:
— Чего звали, Мария Владимировна?
— Садись. Пиши заявление, — недовольно ответила председатель профкома.
— Так увольняют в отделе кадров, а не у вас.
— Шутки шутим, Михаил? Пиши заявление на получение жилплощади. Понял? Написал? А теперь иди к директору, подписывай и снова ко мне.
Ошарашенный Михаил поплелся в кабинет директора. Вошел в приемную, спрашивает у секретарши:
— К директору можно?
— Да-да, он Вас уже давно ждет! Проходите, пожалуйста.
Миша робко постучал в дверь.
— Разрешите войти?.. – И осекся на полуслове. За столом в кресле директора сидел… Ваня!
— А, Миша, — Ваня поднялся из-за стола, — здравствуй, дорогой! Чего желаешь, водку, пиво? Ладно, шучу. Присаживайся. Что ты так на меня уставился, не признал, что ли? Ну да, я новый директор завода.
Помню наш душевный разговор. Водку ты в тот раз пил с нужным человеком. Молодец. И правильно понимаешь, что такое гостеприимство. Так что жду в скором времени приглашение на новоселье. Пригласишь?
— Конечно, приглашу, Вань… То есть Иван Анатольевич.
— Ваня. Ваня я для тебя – один на один, понял? Ну и отлично. Давай твою бумагу на подпись!..