Фильм непревзойденного мастера исторических саг Ридли Скотта «Царство небесное» был выпущен на большие экраны в 2005 году. Своим появлением он продолжил серию экранизаций, сюжетной основой которых становились военные действия всех времен и народов. В данном случае судьба главных героев разворачивается на фоне эпических событий — войны Иерусалимского королевства и Айюбидов.
В 2000 году Ридли Скотт получил за своего знаменитого «Гладиатора» престижную кинопремию «Оскар». Позднее появилось множество подобных масштабных проектов, созданных по мотивам реальных исторических событий. Это такие работы, как «Троя», Вольфганга Петерсена, «Александр» Оливера Стоуна и ряд других проектов. Но ни одному фильму подобного жанра так и не удалось подняться в своей популярности и масштабности до уровня «Гладиатора». Поэтому Ридли Скотт, взявшись за похожую экранизацию пять лет спустя, сильно рисковал. Сравнение с его предыдущей картиной подобного жанра было просто неизбежным.
В своей новой работе Скотт изобразил исторические действия, происходящие на востоке спустя почти полторы тысячи лет после событий, описанных в «Гладиаторе». Зрителю предстоит мысленно переместиться под палящее солнце Иерусалима. Именно древний Иерусалим в 1184 году стал эпицентром напряженной политической ситуации — на религиозной почве столкнулись интересы мусульман и христиан. От грозящего жесточайшего кровопролития две противоборствующие стороны пытается удержать правитель страны — Балдуин IV. Однако сам король смертельно болен, его силы на исходе, и долго держать подобную дипломатическую паузу ему не удастся. Сам христианин, Балдуин вразумлял как своих собратьев, так и их врагов о недопустимости подобной вражды. Однако после его смерти уже ничто не могло удержать две враждующие стороны от беспощадной и бессмысленной войны.
На фоне масштабных исторических событий описывается судьба отдельно взятого человека — отважного воина, сына легендарного барона Годфруа. И снова, как и в «Гладиаторе», с несправедливостью борется герой-одиночка — персонаж, прототипом которого является человек, существовавший в действительности. Именно бывший кузнец выступит в роли бесстрашного защитника Иерусалима, или как иначе называли этот город — Царства небесного.
Режиссерская версия картины
В 2006 году вышла более полная, названная режиссерской версия картины. В отличие от официальной, продолжительность которой составляла 138 минут, авторский вариант был намного длиннее — 194 минуты. перед выходом фильма в 2005 году в прокат были сокращены многие сцены фильма, а также удален ряд сюжетных линий.
Так, посмотрев режиссерскую версию картину, можно выяснить, как сын Сибиллы Иерусалимской на краткое время унаследовал трон своего дяди.
У главного героя — бывшего кузнеца Балиана, ставшего на защиту Святого города, обнаруживается родной брат.
А у Годфруа, как выясняется, был племянник, постоянно строивший козни. Ему была выгодна смерть обоих братьев д`Ибелинов.
Судьба Ги де Лузиньяна после его пленения султаном Салах-ад-Дином в официальной версии раскрыта не полностью. Более полно она отображена в режиссерской версии.
Финал расширенной авторской версии более оптимистичен. Он традиционно приближен к голливудскому «счастливому окончанию».
По мнению многих кинокритиков, а также знатоков истории фильм «Царство небесное» побил все рекорды по количеству исторических неточностей. Поэтому можно утверждать, что кинолента не основана на реальных событиях, а снята по их мотивам. В действительности все трагические события того времени происходили иначе.
Хрупкий Орладно Блум для того, чтобы быть утвержденным на главную роль в фильме «Царство небесное», должен был к своему небогатому весу добрать недостающие десять килограмм. В связи с этим для актера была разработана специальная диета. Также несчастный актер получил серьезную травму руки во время съемок батальных сцен.
Батальные сцены
Было отстроено три осадных башни, каждая весом в 17 тонн. А также было построено 4 катапульты.
Сценарист Уильям Монахэн очень ответственно подошел к порученному делу. Он создал текст сценария, занимающий объем более 250 страниц, что вдвое превышает объем сценария стандартного фильма.
С позволения короля Марокко — Мохаммеда Шестого — киноделы наняли около полутора тысяч марокканских солдат в качестве статистов.
В батальных сценах было использовано более восьмисот визуальных спецэффектов. Эта внушительная цифра оказала свое влияние на мнение маститых кинокритиков(для примера: в фильме «Звездные войны: Эпизод 3 — Месть Ситхов» (2005) около 2200.
Роль Ги де Лузиньяна первоначально должен был исполнить Эдвард Нортон. Однако сам актер выбрал для себя персонаж короля Иерусалима Балдуина IV. Поскольку король на протяжении всего фильма появлялся в маске, и лица актера не было видно, Нортон сам предложил убрать свое имя из финальных титров. Его имя стало фигурировать в списке исполнителей после выпуска картины на DVD.
Во время последнего дня осады Иерусалима можно заметить горящую осадную башню, которая по несчастному стечению обстоятельств загорелась во время съёмок.
Уильям Монахэн позаимствовал множество идей и метафор для «Царства небесного» из своего нереализованного сценария «Триполи».
Для съёмок Керака были использованы немного перестроенные декорации Иерусалима, благодаря чему удалось сэкономить около $5 миллионов.
Несколько кадров для сцены кораблекрушения были взяты из фильма Ридли Скотта«Белый Шквал» (1996).
Любая историческая драма предполагает использование огромного количества костюмов, предназначенных как для главных исполнителей, так и для участников массовых сцен. Для «Царства небесного» было создано более четырнадцати тысяч самых различных одеяний. Наибольшей гордостью костюмеров являются кольчуги, которые по специальному заказу были изготовлены в Китае. Другие костюмы отшивались в Турции и Таиланде.
Несмотря на противоречивые отзывы, фильм Ридли Скотта «Царство небесное» занял свою достойную нишу среди других работ, снятых в жанре исторического боевика. Этот фильм, как и многие другие работы известного режиссера, отличает не только масштабность и размах затраченных средств на производство, но, прежде всего, — настоящая работа профессионала. Кадры сражений продуманы до мелочей, так же проработан характер каждого персонажа. Отдельно как критиками, так и зрителями выделялся персонаж Эдварда Нортона, а также работа самого исполнителя в роли короля Балдуина IV.
Проект довольно продолжительное время был известен под названием «Крестоносцы»
Съемки фильма продолжались полтора года и проходили в самых живописных местах Испании и Марокко. «Царство небесное» — третий по счету масштабный костюмно-исторический проект режиссера Ридли Скотта («Чужой»). Первым был фильм «1492» с Жераром Депардье в роли Христофора Колумба, вторым —«Гладиатор» с Расселом Кроу. «Я всегда мечтал снять фильм о рыцарях и средневековье, особенно о крестоносцах», — рассказывает Скотт. «В истории человечества рыцарь — подобно полицейскому — это человек, стоящий на острие своей культуры, — отмечает Скотт. — Эти люди могут стать персонажами героических повествований, потому что несут в себе героическое начало. И что особенно важно — такой человек обладает своим собственным представлением о чести, правде и рыцарстве».
Нельзя не отметить кропотливую работу художников — декораторов. Ведь для фильма было создано огромное количество объектов. Чего стоят только три специально построенные башни. И это внимание создателей фильма к мелочам, которые передают атмосферу той эпохи, не может оставить зрителя равнодушным.
Оператор Джон Мэтьюсон и мастер по спецэффектам Нейл Корбулд являются постоянными членами команды Скотта и работали с режиссером над многими его картинами, в том числе и над «Гладиатором». Долгое время ходили слухи, что главную роль в «Царстве небесном» исполнит тот же Рассел Кроу, однако перед самым началом съемок на роль Балиана был утвержден молодой актер Орландо Блум, уже успевший засветиться в целой серии эпиков, от «Властелина колец», до «Трои» и «Пиратов Карибского моря». «В детстве на Хеллоуин я всегда одевался ковбоем, — говорит Орландо, — напяливал широкую шляпу и шел собирать конфеты. Это фильм о рыцарях, о крестовых походах, а рыцари — это средневековые ковбои со своим кодексом чести и своим пониманием справедливости. Со своей правдой. Меня это интригует. И я опять, как в „Пиратах Карибского моря“, играю кузнеца с сердцем рыцаря».
«Шесть месяцев качался, как проклятый, — говорит Орландо Блум, — так что получается, почти по килограмму мускулов в месяц». Несмотря на жаркий климат, во время съемок Блум на протяжении месяца лежал с тяжелой формой гриппа. А также получил несколько травм во время съемок поединков на мечах. «Должен признать , что я вообще довольно таки невезучий, — говорит актер. — Не так давно я сильно повредил спину. Выпал из окна, когда чинили крышу террасы у одного друга. Я пролетел 3 этажа. Мне сказали, что я не буду ходить и я думал, что так оно и случится. Но затем меня прооперировали,и я вышел из больницы примерно через 12 дней. После этого меня угораздило ломать ребра, мой нос, ноги, руку, запястье и палец ноги! Еще три раза разбивал голову». «Режиссеры как сговорились: все горят желанием надеть на меня доспехи и дать в руки какое-нибудь старинное оружие. Пиратом оружейником я был, древнегреческим Парисом — тоже. Я уже не говорю про Леголаса. Теперь вот на очереди — фильм Ридли Скотта „Царство небесное“, история из XII века, где я буду рыцарем-крестносцем. Знаете, уже очень хочется сыграть что-нибудь современное и очень мирное. Вообще это моя первая главная роль, первый раз я должен был нести весь фильм на своих плечах. К тому же, для подобной роли были необходимы и физические затраты.
Мы снимали в общей сложности 130 дней, сначала в Испании, потом в Марокко, 6 дней в неделю. За все это время у меня было всего 6 выходных. Чтобы все это вынести, я делал все возможное, чтобы не потерять концентрацию, не похудеть, позаботиться о себе. Мне пришлось интенсивно тренироваться, чтобы выглядеть более внушительно. Другими словами, это полная противоположность Парису в „Трое“! Так что энергии у меня хватало. В качестве отдыха и расслабления, я играл с радиоуправляемыми автомобилями и самолетиками. Сниматься в подобных фильмах — изнурительный труд, а уж с Ридли все и вовсе непросто. С ним все становится таким серьезным. Перед началом съемок я вновь пересмотрел его самый первый фильм „Дуэлянты“, который до сих пор незабываем и потрясающ. Я его фанат. „Бегущий по лезвию бритвы“ и „Чужой“ — это шедевры. И вновь, в „Царстве небесном“ он с помощью камеры рисует свою картину. Помню ту невероятную песчаную бурю в Марокко; она его вдохновила как ничто другое. Он обожает все, что помогает ему создать уникальную атмосферу. Сейчас я чувствую привилегию называть его своим учителем. Съемки у него позволили мне обрести большую уверенность в самом себе. И я чрезвычайно благодарен ему за это. Я не сомневался, прося у него совет, чтобы узнать его мнение, и это касается не только шоу-бизнеса».
Фильмы Ридли Скотта, наверное, можно, да и нужно сравнивать между собой. Однако это никак не умоляет достоинств каждой картины в отдельности. Все они по-своему уникальны. Их стоит смотреть хотя бы для того, чтобы лучше познакомиться с творчеством этого выдающегося мастера мирового кинематографа