Первые кредиты начали выдавать задолго до нашей эры. Например, в законах царя Вавилона Хаммураппи, который правил, предположительно, в 1793-1750 гг. до н. э., есть статья о том, что безнадежный должник мог отдать в кабалу собственную жену, сына или дочь. Они должны были отрабатывать долг три года, после чего получали свободу.
В переводе с греческого слово «ипотека» (hypotheke), означает – «залог». В Древней Греции на земле заемщика устанавливали небольшой столб с подобной надписью. Он предупреждал хозяина о том, что за неуплату кредита в установленный срок, земельный участок перейдет к кредитору.
В Англии в эпоху Средневековья за неуплату долга грозила тюрьма. Правда, ареста можно было избежать. Должнику просто не нужно было покидать пределов собственного дома, где арестовать его не имели права.
На Руси должника беспощадно секли на площади при большом скоплении народа. Делалось это для того, чтобы кто-нибудь из зрителей проникся состраданием к несчастному и уплатил за него долг. Некоторые наказуемые старались кричать как можно громче, чтобы вызвать жалость к себе.
В России в 1754 году был открыт Государственный Земельный Банк, где дворяне могли получать кредиты под залог собственной земли и недвижимости. Ссуды выдавались под 6 процентов годовых. В девятнадцатом столетии право брать кредиты получили и крестьяне.
«Вечным должником» называли известного французского писателя Александра Дюма. В 1852 году суд Парижа принял иски от 53 кредиторов, общая сумма долга составляла 107 000 франков. Правда, сам Дюма успел уехать в Брюссель. Писатель любил жить с размахом, причем, деньги тратил не только на себя, но и щедро раздавал их друзьям и знакомым. Однажды он сказал: «Я не отказал ни одному человеку в деньгах. Исключением являлись лишь мои кредиторы».
У индейцев племени квакутл существовал интересный обычай: когда человек брал что-либо в долг, в качестве залога он оставлял… свое собственное имя. Ни один из соплеменников не называл его по имени до того момента, пока долг не будет полностью погашен.
Один из банков Италии в качестве кредитного залога принимает сыр пармезан. Причем, проценты начисляются небольшие: этот сыр пользуется огромной популярностью, поэтому, продать его, в случае не погашения кредита, не составит особого труда.
А вот парижский ломбард Credit Municipal de Paris готов принять в качестве залога элитные алкогольные напитки. Уже в первые дни хранилища ломбарда поплнились сотнями бутылок вина.
В 2007 году в английском графстве Кент был открыт парк писателя Чарльза Диккенса. Здесь с максимальной достоверностью воссоздали атмосферу середины XIX века. Посетители могут, в числе прочих развлечений, посидеть даже в долговой тюрьме. Кстати, отец Диккенса был посажен в 1824 году в такое заведение, не имея возможности вернуть долг. Выйти оттуда он смог только через полгода, когда получил наследство своей матери. Ежегодно парк посещает около одного миллиона человек.