— «Капитан Джек Воробей!»
Эта реплика из кинофильма «Пираты Карибского моря» стала узнаваема практически во всем мире. Услышав её,на ум приходит следующая картина: беспощадные пираты, сундуки с сокровищами, корабли на черных парусах с черепами, запах пороха, разбой, пьянящий вкус рома. Всё это является неотъемлемой частью той славной эпохи, эпицентром которой стала знаменитая пиратская столица – Порт-Ройал.
Середина XVII века, безусловно, была исторически важным периодом для Западной Европы. И речь идет о территориальном расширении и зон влияния в водах Тихого океана.
История небольшого городка на юге Ямайки началась с острого англо—испанского противостояния.
Первые воспоминания о Порт — Ройале датируются еще началом ХVI века. В 1518 году на одноименном мысе был основан город — порт Кагуэй. Особенности его географического расположения впоследствии послужили отправной точкой развития юго—восточного побережья Ямайки. К середине ХVII века Кагуэй (будущий Порт—Ройал) стал очень важным торговым звеном Нового Света.
В 1654 году английский полководец Оливер Кромвель объявил о морском походе, результатом которого должно было стать покорение испанских колоний в заливах Карибского моря. Армия численность почти десять тысяч человек достигла берегов Санто Доминго на острове Гаити. Но как только флотилия вышла на берег, её встретил ожесточенный отпор вооруженных испанских партизан.
Озлобленные англичане были вынуждены отступить, и тогда их взгляд пал на беззащитную на первый взгляд Ямайку, где держать оружие в руках могли лишь несколько сот ополченцев. Последние, не выдержав атаки, отошли вглубь острова, но англичане, увлеченные быстрой победой, не пошли дальше, а остались у побережья. Пользуясь промедлением, испанские жители острова собрали свои пожитки, выпустили рабов и в срочном порядке переправились на Кубу. Оставшиеся же рабы организовались в банды и шайки, став первыми пиратами Ямайки.
Со временем на острове стало селиться всё больше англичан. За несколько десятилетий Порт-Ройал превратился в центр торговых путей Нового Света, где с одной стороны базировались представительства влиятельных торговых компаний и находилась база королевского флота, а с другой процветала контрабандная торговля и пиратство. Порт-Ройал как магнит притягивал к себе всевозможных дезертиров и разбойников. На пирсе они нанимались в команды кораблей, после чего уходили на «дело». Некоторые из них возвращались с долгожданной добычей, другие – с пулей во лбу: торговые корабли стали стали нанимать охрану для своей защиты. Пираты организовали на Ямайке нечто вроде своего государства со столицей в Порт-Ройале.
Пика своего развития Порт—Ройал достиг во времена знаменитого английского пирата Генри Моргана. Он понимал, что разграбление небольших поселений и островов не дает существенного прироста прибыли, поэтому нацелился на более крупную добычу. Таковой стал город Панама, славившийся своими богатствами, накопленными благодаря торговле золотом и серебром. Для задуманного ему нужно было большое войско, которое пират, служивший английской короне, сумел получить.
Предприятие Генри Моргана оказалось успешным, и в 1671 году войско пирата разграбило город. Поговаривали, что добыча капитана была столь велика, что увезти её в Порт-Ройал удалось только через неделю. Домой разбойники вернулись победителями.
Но существование самой пиратской столицы подходило к концу – через 21 год после похода Генри Моргана в окрестностях острова произошло сильнейшее землетрясение. Поднявшаяся вода затопило 2/3 города, погубив почти все его население – видимо, сам Всевышний решил наказать жителей Порт-Ройала за разгул и бесчинства. Интересно, что из 50 ушедших на дно судов лишь один принадлежал британским военным – все остальные принадлежали пиратским командам.
Впрочем, выжившие через несколько лет отстроили город заново. Но Порт-Ройал будто кто-то проклял: через 11 лет почти все постройки в городе уничтожил сильный пожар, а «добили» пиратскую столицу последовавшие за этим ураганы.