Это своеобразное устройство в коллекции Научного музея в Южном Кенсингтоне, Лондон, похоже на крошечную газовую камеру, которую использовал бы злодей в кино. Маленькой невинной канарейки он закрывает люк, открывает клапан, чтобы впустить ядовитый газ из цилиндра выше, а затем смеётся маниакально, когда птица задыхается и умирает.
На самом деле все наоборот. Это устройство использовалось, чтобы не убивать канареек, а чтобы оживить их.
Цилиндр, прикрепленный к верхней части металлической коробки, содержит кислород, дающий жизнь. Устройство известно как реаниматор канареек.
30-35 лет назад угольщики ещё спускались на работу с канарейками в стеклянных камерах, таких как эти. Подземные шахты могут содержать потенциально смертельные газы, такие как монооксид углерода, который может образоваться во время аварии, при пожаре или взрыве. Без запаха и бесцветны одинаково опасны как для людей, так и для канареек, но канарейки гораздо более восприимчивы к газу и реагируют быстрее и заметнее, чем люди, тем самым предупреждая шахтеров о присутствии ядовитого газа.
Когда в шахте происходит внештатная ситуация, персонал отвечающий за спасение спускается в рудник с канарейкой в ??реаниматоре. Стеклянный и металлический ящик имеет круглую открытую дверь спереди, чтобы впустить воздух и решетку, которая не даёт канарейки сбежать. Если в воздухе есть окись углерода, канарейка будет показывать тревожность. Он начнет заметно качаться на своей жердочке и, в конце концов, упадет. Если канарейка теряет сознание, дверь в коробку будет закрывается, и клапан открывается, позволяя кислороду из резервуара сверху высвободиться и оживить канарейку. Затем шахтеры эвакуируются из опасной зоны.
Идея использования канарейки была впервые предложена Джоном Холдейном, шотландским физиологом, известным своими открытиями в области физиологии дыхания и природы газов с описанием их воздействия на организм человека. Холдейн лихо закрывался в запечатанных камерах, дышал потенциально смертельными коктейлями с газами и при этом делал записи о ощущениях и о том, как он чувствовал себя медленно отравляя свой организм. Во время Первой мировой войны Холдейн отправился на фронт, чтобы унюхать и идентифицировать отравляющий газ, используемый немцами, что привело к изобретению первых противогазов.
Холдейн также исследовал многочисленные катастрофы с шахтёрами и обнаружил, что монооксид углерода был смертельным компонентом, который убил большинство горняков, заметив, что их тела были окрашены вишнево-розовым - результат соединения, которое образуется в крови, когда монооксид углерода сочетается с гемоглобином.
В конце 1890-х годов Халдейн начал экспериментировать с такими маленькими животными, как белые мыши и канарейки. У мелких животных скорость обмена быстрее, и, следовательно, они отражают влияние отравления угарным газом намного раньше даже при наличии небольших количеств вредного газа. Канарейки оказались особенно хороши в обнаружении токсинов в воздухе из-за их специфичной респираторной системы.
Как и у всех птиц, канарейки имеют сложную дыхательную систему, предназначенную для сбора как можно большего количества кислорода из воздуха. Это важно для птиц, потому что полет во время полета используется много энергии. Кроме того, птицы иногда летают очень высоко, где в воздухе очень мало кислорода.
Когда птица вдыхает, она потребляет большое количество воздуха по отношению к ее размеру: респираторная система птицы занимает 20 процентов от объема птицы , по сравнению с 5 процентами в организме человека, часть которой хранится в воздушных мешках, распределенных по всему телу птицы. Остальное направлено в легкие, где переключаются кислород и диоксид углерода. Когда птица выдыхает, воздух, хранящийся в воздушных мешках, то тот попадает в легкие, где происходит другой обмен кислорода и углекислого газа. Поэтому птицы постоянно дышат кислородом, когда они вдыхают и выдыхают. Это дает преимущество при приеме кислорода, но также оставляет их уязвимыми для токсинов в воздухе.
Использование канарейки в шахтах было объявлено вне закона в Британии в 1986 году . В то время на этот поприще трудилось более 200 канареек. Их заменили электронные детекторы, которые дешевле и эффективнее, не говоря уже о гуманности для птиц.