Лев Кристиан и его друзья: история необычного домашнего питомца (7 фото + 1 видео)
Категория: Животные
6 ноября 2018
Львенка назвали Кристианом. Джон и Эйс души не чаяли в своем питомце: они всячески его баловали, водили гулять, катали в машине с открытым верхом, играли с ним и т. д. Но через год стало ясно, что в городских условиях стремительно растущему льву не место.
Познакомившись с известным британским зоозащитником Джорджем Адамсоном, хозяева Кристиана окончательно убедились в том, что льва необходимо как можно быстрее вернуть в дикую природу. Кристиана отправили в Кению, где он со временем реабилитировался и даже создал собственный прайд.
Джон и Эйс скучали по Кристиану и через год после расставания приехали навестить его. Адамсон предупредил, что лев, скорее всего, их не узнает и никак не отреагирует. Но Кристиан узнал своих приемных родителей и бросился им на шею! Видеозапись этого момента трогает до слёз.
Недавно вышла книга Christian The Lion: The Illustrated Legacy by John Rendall and Derek Cattani, рассказывающая историю необычного льва, с прекрасными фотографиями Дерека Каттани - одного из членов "человеческого прайда" Кристиана. Мы приводим несколько выдержек из этой книги.
Лев Кристиан обедает с моделью Эммой Бриз и ее друзьями в ресторане Casserole на Кингс-Роуд. Львенок был куплен в универмаге Harrods в ноябре 1969 года
Рассказывает Джон Рендалл:
Несмотря на то, что он был просто крошечным кутенком, было в его взгляде что-то такое, чему невозможно было сопротивляться, - сила характера, замаскированная милой "плюшевой" внешностью. Мы с Эйсом смотрели на него, сидящего в маленькой клетке, и тут я произнес слова, навсегда изменившие мою жизнь: "Почему бы нам его не купить?" А Эйс ответил: "Я уже дал ему имя. Его зовут Кристиан".
Наш визит в отдел экзотических животных в Harrods в тот знаменательный ноябрьский день 1969 года был продиктован элементарным любопытством. Как два австралийца, только что переехавших в Великобританию, мы были наслышаны о том, что в Лондоне есть огромный универмаг, в котором можно купить хоть черта лысого! Не только одежду и сковородки, но и тапиров, змей, обезьян, пум и даже львов. Это казалось невероятным, но когда в тот день я увидел в продаже маленького львенка, я был им поражен.
(Всё это происходило до принятия в 1976 году закона о животных, находящихся под угрозой исчезновения, согласно которому отныне запрещалось их запрещалось продавать.)
Так вот и началась наша чудесная и незабываемая жизнь с Кристианом. Продали нам его не сразу: сначала мы каждый день к вечеру приходили с ним поиграть, чтобы он к нам привык. Нужно было показать, что мы подходящие покупатели и нам можно доверить львенка, который к тому моменту весил уже 13 кг, фонтанировал энергией и имел острые-преострые зубы.
Прогулка в автомобиле до церковного двора, где Кристиану разрешалось побегать
Сотрудники Harrods терпеливо отвечали на наши многочисленные наивные вопросы, а потом задали свой: где, по нашему мнению, может жить энергичный трехмесячный львенок? Это была проблема. Но, к счастью, я как раз начал работать в мебельном магазинчике Sophisto-Cat на Кингс-Роуд, владелец которого вырос в Африке. Интересно, а как он отнесется к предложению поселить львенка в помещении магазина? Дикое предложение, согласен, но у меня не было идей лучше. К тому же я подумал, что лев как большая и мудрая кошка - идеальный символ для магазина с названием Sophisto-Cat.
В здании был огромный подвал, в котором можно было поселить Кристиана, а мы с Эйсом жили бы в квартире над магазином и могли присматривать за нашим питомцем.
Удивительно, но факт: хозяин магазина встретил идею с восторгом. К нашей радости, и в Harrods нас одобрили, сказав, что можно забирать Кристиана через три недели.
Через несколько дней нам позвонили. "Можете забрать Кристиана завтра?" Выяснилось, что наше новое приобретение улизнуло ночью из клетки и разгромило полунивермага. Особенно пострадали коврики из козлиных шкур в отделе ковров. И во что мы ввязались?!
Лондон в то время был поразительным местом. Среди ближайших соседей Sophisto-Cat были бутики Vivienne Westwood и Malcolm McLaren, позже ставшие местом, где зародилось панк-движение, а напротив находился магазин ультрасовременной одежды Granny Takes A Trip, в котором закупались The Beatles, Who, Cream и Джими Хендрикс.
Так что львенок наш рос в окружении богемы.
Кристиана сушат феном после купания
Новый дом Кристиану понравился гораздо больше клетки в Harrods. В помещении было много воздуха, естественного света и - главное - пространства. У него была подстилка, игрушки (особенно он любил гонять по полу пластмассового поросенка), кормушка. Кормили мы его по специальной схеме: на завтрак жидкая еда с сырым яйцом и витамины, на обед и ужин сырое мясо (обычно говядина или крольчатина), а на ночь вкусное угощение - мозговая косточка. Мясо брали уцененное, в местных ресторанах и мясных лавках.
Вскоре встал вопрос о том, что львенку нужны прогулки на свежем воздухе. Но куда мы могли его отвезти? Проблема решилась, когда викарий соседней церкви разрешил использовать для прогулок церковный двор, находившийся всего в паре сотен метров от магазина.
Это святое место с высокими входными воротами и кирпичными стенами стало идеальной игровой площадкой для Кристиана. Жители квартир, выходивших окнами на церковный двор, с интересом наблюдали за тем, как лев гоняется за мячом и - если мы ему разрешаем - за нами. Они махали нам, приветствовали и подбадривали. И никто ни разу не выразил недовольства.
К нам часто приходили друзья. Частым гостем стал фотограф Дерек Каттани, который документировал жить Кристиана день за днем.
От желающих посмотреть на Кристиана скоро не стало отбоя. Приходили и знаменитости. Нас забрасывали предложениями сдать Кристиана в аренду на вечеринку, премьеру, фотосессию и пр. Обычно мы всем отказывали, но иногда соглашались. Например, согласились на фотосессию для журнала Vanity Fair, и еще одну - с гонщиком Джеймсом Хантом.
Приглашение на телепрограмму Blue Peter положило конец модельной карьере Кристиана. Во время репетиции, когда полагалось спокойно сидеть на диване рядом с ведущей, он разбушевался и нам стоило большого труда его успокоить. Мы с Эйсом решили, что такие выездные мероприятия - слишком большой стресс для Кристиана. Вдали от Sophisto-Cat и привычного церковного двора ему было некомфортно. К тому же Кристиану уже исполнился год и он стремительно увеличивался в размерах. Это разбивало нам сердце, но мы понимали: ему нужен новый дом.
Сначала мы подумали о сафари-парке Longleat. Львы из этого парка снимались в фильме "Рожденная свободной" (Born Free) про львицу Эльзу, которая выросла в неволе и которую зоозащитники Джордж и Джой Адамсон вернули в дикую природу Африки.
Но потом появилась совершенно неожиданная альтернатива. Актеры, сыгравшие в этом фильме Джорджа и Джой Адамсон, Билл Трэверс и его жена Вирджиния Маккенна, как-то были в гостях неподалеку от нас в Челси.
Игра в футбол еще никогда не была такой увлекательной
Они зашли познакомиться с Кристианом и поинтересовались, что мы планируем делать дальше. Мы признали, что пока еще находимся в поисках наилучшего решения.
Через пару дней у Билла возникла идея. Он связался с Джорджем Адамсоном и спросил, не согласится ли тот взять Кристиана к себе в Кению, чтобы заняться его реабилитацию и возвращением в дикую природу. Великий львиный гуру ответил согласием.
Это была прекрасная возможность, но в то же время и большой риск. Привезти льва, родившегося в Девонском зоопарке, а затем жившего год у нас в Лондоне, в Африку? А сможет ли он адаптироваться? И если сможет, то выживет ли в дикой природе?
12 августа 1970 года Кристиан отметил свой первый и последний день рождения в Англии. Через две недели, вместе с фотографом Дереком Каттани, мы ступили на африканскую землю в Найроби. Это была родина предков Кристиана.
Нас встретил Джордж Адамсон. Отныне судьба Кристиана находилась в руках этого человека.
Все вместе мы погрузились в джип Джорджа и отправились в заповедник Кора, где отныне предстояло жить Кристиану. Когда по пути мы сделали остановку и вывели Кристиана размять лапы, прозошло важное событие. Он заметил в зарослях отставшую от стада корову, немедленно весь собрался и застыл. Мы наблюдали, как Кристиан преследует добычу, медленно подкрадываясь и прячась за ветками. Джордж был обеспокоен: большие коровьи рога могли стать для Кристиана смертельными. Мы попытались успокоить льва и увести его, и тут он впервые в жизни на нас зарычал. Этот эпизод нас потряс. А Джордж был очень впечатлен охотничьим инстинктом абсолютно домашнего льва.
Мы поняли главное: наш юный лев в душе был диким зверем. И все с ним будет хорошо.
Через год, летом 1971 года, мы с Эйсом вернулись в Кению, в заповедник Кора, чтобы встретиться с Джорджем и хотя бы одним глазком взглянуть на нашего любимого Кристиана.
Когда мы позвонили Джорджу из Найроби, он сказал, чтобы мы не питали особенных надежд. Кристиан теперь был главой небольшого прайда, состоящего из трех львиц и еще одного молодого льва. И Джордж к тому моменту не видел их уже несколько месяцев.
Но когда мы приехали в Кору, Джордж улыбался. "Львы вернулись сегодня утром, - сказал он. - Кристиан будто знал, что вы приезжаете".
Джордж показал нам, в каком месте нужно стоять и ждать Кристиана. Он сказал, что подведет львов к краю скалы, откуда они смогут увидеть меня, Эйса и нашего друга Саймона Тревора, который собирался снимать все на кинокамеру. Как произойдет встреча и произойдет ли вообще - никто не знал.
Когда Кристиан увидел нас, он остановился и какое-то время смотрел. А потом медленно начал спускаться по направлению к нам. И все время смотрел в нашу сторону. Он превосходно выглядел: высокий, сильный, уверенный в себе.
Джордж сказал: "Позовите его".
И это сработало: как только Кристиан услышал наши голоса, он начал бежать. Он торопился к нам, поскуливая от возбуждения. Лев весом 140 кг несся прямо на нас...
Что было дальше - можно увидеть на видеозаписи
Встреча верных друзей