Вездесущие воробьи (21 фото)
Категория: Животные
29 октября 2018
В самом деле, что нам известно о воробьях: шустрые мелкие невзрачные птички, чирикающие под ногами и питающиеся чем-попало. А ведь именно воробьи дали название самому многочисленному отряду птиц — воробьинообразным.
Так что, в широком смысле, их родственниками можно считать всю пернатую мелочь, входящую в эту группу. А вообще, воробьями принято называть 33-35 видов семейства воробьиных, к которым наиболее близки вьюрки, ткачики и астрильды.
Внешний облик воробьев хорошо узнаваем и довольно однотипен. Это мелкие птички длиной 11-18 см с черными глазками-бусинками, короткими крыльями, недлинным хвостом и коротким конусовидным клювом. Вес взрослого воробья составляет всего лишь 25-35 грамм, иногда чуть больше. Окраска большинства видов невзрачная, позволяющая легко укрыться в гуще сухой травы или веток.
Как правило, у воробьев брюшко однотонно-серое, крылья и хвост контрастно-коричневые, причем перья на них нередко имеют белые пятнышки или каемки, формирующие невыразительный полосатый рисунок. Что же касается головы и верхней части туловища, то их цвет в одном случае может быть серым под стать брюшку, в другом случае — темным под цвет крыльев.
У самок, независимо от вида, голова и горло окрашены в тусклые тона, а самцы выделяются украшениями в виде шапочки, щек, горловых пятен черного, белого, каштанового или желтого цвета. Среди воробьев разных видов изредка попадаются альбиносы.
Интересно, что из-за особенностей строения глаз, воробьи видят мир в розовом свете. Они почему-то не любят синий цвет, а также боятся блестящих, сверкающих полосок.
Воробьи обладают универсальными приспособлениями к жизни в различных средах. Их в меру короткие крылья позволяют лавировать в гуще крон, но при этом полет стремительный и на коротких прямых дистанциях птица может развивать скорость до 45 километров в час. Во время полёта сердце воробья совершает до тысячи ударов в минуту. Воробей не может находиться в воздухе без отдыха более четверти часа.
Тонкие лапки этих птиц адаптированы к движению по плоской поверхности, в то же время цепкие коготки позволяют им обхватывать ветки, стебли высоких трав, провода, а также подвешиваться вверх брюшком на этих присадах. По земле они ходить, как большинство других пернатых, не могут и передвигаются прыжками.
Воробьи не умеют плавать, но купаются в воде и пыли охотнее прочих наземных птиц. Средняя продолжительность жизни воробья составляет от 9 месяцев до 3 лет, хотя известны случаи, когда эти птицы проживали более десяти лет.
Что же касается поведения воробьев, то его уместнее всего будет сравнить с поведением пронырливых шакалов. Воробьи крайне осторожны, быстро оценивают своего соперника и, если он представляет для них опасность, не тратя ни секунды, трусливо ретируются.
Если же крупное животное не опасно, то птицы смелеют и проявляют дерзкое нахальство. Они могут бесстрашно высиживать птенцов в гнездах аистов, цапель и крупных хищных птиц, поскольку знают, что те не обратят на них внимания.
Они могут воровать корм из кормушек собак и кошек непосредственно во время трапезы хозяев, полагая, что домашние питомцы слишком ленивы, чтобы ловить их. Могут залетать в помещения магазинов и клевать зерно прямо из мешков на рынке. Одним словом, жизненная стратегия этих пернатых сводится к формуле: «Поймай меня, если сможешь, а если не можешь, тогда я здесь перекушу».
Столь же противоречивые отношения складываются и между членами стаи. С одной стороны, воробьи очень дружны и стараются не отставать от сородичей ни на шаг. Стайность — основа их успеха, так как множество глаз быстрее заметят опасность, а одновременный полет десятка птиц позволяет дезориентировать хищника и повышает шансы выжить для каждого в отдельности.
С другой стороны, воробьи задиристы и легко устраивают потасовки друг с другом из-за корочки хлеба или гнездовья. Еще агрессивнее они относятся к пернатым слабее себя. Чувствуя психологический и физический перевес, они оттесняют конкурентов от кормушки или даже выгоняют слабых пичуг из гнезд, действуя с чисто бандитским размахом.
Большинство воробьев издает немелодичные отрывистые звуки, известные как чириканье. Оно может быть тихим, если адресовано, птенцам или партнеру, или громким, если адресовано членам стаи или соперникам. А вот желтобрюхий воробей чирикать не умеет, его голос напоминает шипение. В противовес ему саксаульный и пустынный воробьи издают трели не хуже певчих птиц.
Исторической родиной воробьев является Африка, где обитает более десятка видов этих пернатых. В Азии на обширных пространствах от Израиля на западе до Китая на востоке и от Казахстана на севере до Индокитая на юге распространены тугайный, саксаульный, пустынный и короткопалый виды воробьев.
В Европе несколько видов, например, испанский и итальянский воробьи, населяют преимущественно область Средиземноморья. Все эти виды тяготеют к открытым местностям, пересеченным каменистыми грядами, рощицами, зарослями кустарников. Открытые пространства для них важны как кормовые угодья, а в древесных зарослях и на обрывах воробьи предпочитают обустраивать гнезда.
Особняком стоят полевой и домовый воробьи. Во-первых, эти два вида холодостойкие и изначально гнездились далеко за пределами давней исторической родины — в Европе, вплоть до северных ее границ. Во-вторых, оба вида типично синантропные, то есть тяготеющие к человеческому жилью.
Для домового и полевого воробьев обустроить гнездо где-нибудь на дереве скорее исключение, а за правило эти птицы считают обустройство гнезд под кровлями зданий, в водостоках, покинутых или отбитых у других птиц искусственных гнездовьях.
При этом, полевой воробей предпочитает малоэтажные и деревянные постройки: сараи, конюшни, элеваторы, склады, поэтому чаще встречается в сельской местности. А домовый воробей, наоборот, чаще встречается в пределах плотной городской застройки.
Домо?вый воробей — наиболее распространённый вид из рода настоящих воробьёв (Passer) семейства воробьиных (Passeridae). Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека, и хорошо узнаваема по внешнему виду и по характерному чириканью.
Оперение домового воробья сверху имеет коричневато-бурую окраску с чёрными пятнами, снизу — беловатую или серую. Щёки белые, крылья с желтовато-белой поперечной полосой. Самец отличается от самки большим чёрным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом — бледная серо-жёлтая полоса.
Полевой воробей несколько мельче домового воробья и отличается от него, в первую очередь, коричневой шапочкой на голове, отчётливыми чёрными пятнами на белых щеках, значительно меньшим по размеру чёрным «нагрудником» на горле и воротничком белых перьев по бокам шеи. В отличие от домового воробья, самцы и самки полевого по окраске друг от друга не отличаются.
Соседство с человеком позволило этим двум видам продвинуться далеко за пределы первичного ареала. Особенно успешным оказался домовый воробей, расселившийся по всем континентам и проникший далеко на север в несвойственную для него зону лесотундры и даже тундры — до Мурманской области, устья Печоры, севера Якутии.
Якуты прозвали нашего воробья длинным, но очень образным именем – «птичка, сидящая на углу русской избы». Правда, продвижение на север дается воробьям нелегко. В Сибири они жестоко страдают от морозов, когда ночуют в щелях стен и под крышами. В конце зимы там встречается много бесхвостых птичек – печальный результат обморожения.
Местообитания воробьев наложили отпечаток на их образ жизни. Большинство видов этих пернатых оседлы, остаются зимовать там, где родились и жили. И только из самых северных районов на зиму они отлетают к югу на 1 000 километров. Воробьи настолько привязаны к постоянным источникам пищи, что в ряде случаев могут даже круглогодично обитать в амбарных помещениях и под кровлями крытых рынков.
Вместе с тем, популяции воробьев, не обеспеченные стабильными источниками питания, регулярно прибегают к кочевкам. Так ведет себя большинство африканских видов, являющихся по-настоящему перелетными птицами: индийский, рыжий, каменный и короткопалый каменный воробьи.
Воробьи не образуют многотысячных стай, обычно их группы насчитывают десятки и сотни особей. В период размножения стаи распадаются на пары, хотя возможно образование микроколоний из нескольких пар, сообща использующих удобное укрытие.
Во время гнездования птицы хранят верность партнеру и совместно воспитывают птенцов. Вместе с тем, моногамия воробьев не устойчива. После сезона размножения самец и самка могут расстаться, а в следующий сезон создать пару уже с новым партнером, иногда случаются измены и во время гнездования. В природе известны гибриды между разными видами воробьев.
У птенцов воробьев слизистая рта окрашена в ярко-желтый цвет, привлекающий внимание родителей и стимулирующий кормление. Такой цвет сохраняется и у слетков, что позволяет безошибочно отличить оперенных, но еще несамостоятельных молодых птиц от взрослых особей.
Объединяет всех воробьев высокая плодовитость, которую можно сравнить с плодовитостью мелких грызунов. Лишь некоторые перелетные виды, такие как рыжий воробей, гнездятся один раз в году, у остальных бывает 2 кладки в год в северных районах, и от 3 до 5 — в южных.
Будучи зерноядными, воробьи нуждаются в большем количестве воды, чем насекомоядные птицы, а потому предпочитают обустраивать гнезда на расстоянии одного беспосадочного полета от водоема. Гнездовья воробьев представляют собой неопрятные кучки стеблей, кое-как размещенные на ветвях или втиснутые среди камней.
Если гнездо не располагается в естественном укрытии, оно, как правило, имеет крышу. Земляные воробьи, обитающие в пустыне Гоби, для гнездования используют покинутые норы грызунов. В кладке бывает от 4 до 10 (чаще 5-7) яиц белого цвета с охристыми крапинками. Насиживание длится 11-13 дней.
Родители выкармливают птенцов исключительно насекомыми, в то время как сами взрослые отдают предпочтение растительной пище. Основу их рациона составляют зерна и семена травянистых растений, особенно по нраву воробьям высококалорийные подсолнечник, просо, конопля, горох.
Также эти птицы могут поедать ягоды, расклевывать плоды косточковых деревьев. Во многих странах их считают вредителями сельского хозяйства, ведь одна стая воробьев способна за лето уничтожить весь урожай на небольшом поле, а поврежденные их клювами ягоды и плоды не подлежат сбыту. Даже название этих, в общем-то, безобидных птичек происходит от нелицеприятного «вора бей!».
Впрочем, какой-либо борьбы с этими пернатыми человечество не предпринимало до тех пор, пока в середине XX века в Китае не грянула революция. Коммунистические власти этой страны считали своим долгом показать народу высокие достижения сельского хозяйства, а их в отсталой экономике как раз и не было.
Чтобы как-то оправдать неумелое руководство, стали искать причину неурожая. Вскоре виновник был найден: подсчеты показали, что один воробей за год съедает 4-5 кг корма, а вся популяция этих птиц в Китае «лишает» пищи 35 миллионов людей. В 1958 году началась кампания повсеместного уничтожения «вредных» пернатых.
Очевидную, казалось бы, неэффективность этого мероприятия превозмогло упорство миллионов крестьян, заполнявших птичьими тушками целые грузовики. Уже к следующему году на китайских полях воцарилась тишина, нигде не было слышно чириканья, зато колосья на них стали заметно гуще. Но вместе с высокими урожаями на поля пришли невесть откуда взявшиеся вредители, они то и съели все отвоеванное у птиц.
Неурожай длился еще несколько лет и стал причиной голода, в результате которого умерло 30 миллионов человек (по иронии судьбы именно столько людей предполагалось накормить, убивая воробьев). Закончилась кампания тем, что воробьев стали завозить в Китай из других стран, чтобы поскорее восстановить их популяцию.
Польза воробьев превышает наносимый ими вред в городах, где они склевывают преимущественно сорные крошки и вредителей деревьев, а на дачах и в огородах — поедают семена сорняков. И хотя считается, что эти шустрые птицы всегда найдут себе пропитание, зимой они, как и другие пернатые, страдают от голода, поэтому воробьев нужно подкармливать, а уж они, как и полагается, в долгу не останутся.
Итогом развития человеческой цивилизации стало резкое сокращение численности воробьев в европейских городах, так как современные технологии градостроения, создающие идеально ровные линии фасадов без щелей, чистые газоны без сорняков и закрытые точки сбора му#ора, формируют «стерильную» городскую среду, в которой не выжить даже таким неприхотливым птицам, как воробьи.