Средневековая демократия в Венеции (28 фото)
Категория: Ностальгия, PEGI 0+
29 августа 2018
Во дворе дворца дожей.
Деятельность дожа подвергалась строгому контролю. Глава Венеции не имел права в одиночестве принимать послов иностранных государств, вскрывать корреспонденцию и иметь собственность за пределами Венецианской республики. Доходы дожа строго контролировались, все полученные подарки становились собственностью городской казны. Такая борьба с коррупцией власти присутствовала в Венеции с эпохи раннего средневековья. Кроме того, у дожа не было личного телохранителя.
Вольная Венецианская республика формально входила в состав Византийской Империи, но обладала автономией, и объединила в своих городских стенах различные религиозные конфессии, национальные традиции и искусство. Столица Венеция - прогрессивный и толерантный (в хорошем смысле этого слова) город средневековья. Здесь вместе жили и трудились итало-романы, германцы, славяне. В средневековой демократичной Венеции проходили праздничные «парады трудящихся», каждый вид городского ремесла представлял свою скуолоу (школу, цех) на параде.
Венеция была основана V веке как христианский город, чем гордились его средневековые уроженцы.
Однако в выборах дожей участвовали только знатные семьи республики, которые составляли Большой совет, принимавший политические решения в жизни города. Здесь на многое влиял имущественный ценз. Демократия Венеции была не настолько «демократичной» как в Скандинавии или немецких городах средневековья.
Крылатый лев Святого Марка с книгой - символ Венеции, которому поклоняется дож.
Первый венецианский дож Павел Луций Анафест был избран в 697 году. По легенде первый правитель Венеции сам пожелал быть избранным из 12 знатных венецианских семейств в знак независимости своей власти.
По другой версии первым дожем стал Орсо Ипато в 726 году, он захотел передать свой титул по наследству, что вызвало недовольство других влиятельных городских кланов. Орсо Ипато был убит спустя 10 лет после своего правления.
До XI века борьбу дожей за власть трудно назвать демократией, это были убийства и интриги в стиле «Игры престолов». Например, за VII-X века из двадцати шести дожей: шестеро были убиты, троих ослепили, четверых отправили в изгнание, двое закончили дни в заточении.
Народные выборы прошли в 1071 году после изгнания дожа Пьетро Барболано. Люди вышли на городские улицы и начали кричать «Domenicum Silvium volumes et laudamus» - Желаем Доменико Сельво. Знатные горожане принесли будущего дожа на руках к собору Сан-Марко, где Доменико Сельво босой в простой нижней рубашке упал ниц перед народом и облачился в церемониальную одежду дожа.
В XII веке Большой совет разработал сложную процедуру выбора дожей, которые избирались на пожизненный срок.
Выбор членов Большого совета, которые должны были принять участие в голосовании и избрать дожа, напоминал лотерею.
По легенде, первоначально для выборов изготавливались специальные шарики (balote), которые доставались из урны. Металлические и неотличимые на ощупь шары содержали имена голосовавших и пересчитывались деревянными ручками, чтобы исключить подмену. По названию этого венецианского шарика произошло нынешнее слово «баллотироваться».
Потом шарики заменили листками бумаги. При помощи лотереи Совет определял одиннадцать выборщиков, которые потом голосовали за дожа. Правила отбора лиц для голосования частично изменялись при каждых выборах, чтобы исключить возможный подкуп.
В книге Джона Норвича «История Венецианской республики» описан сложный процесс венецианский выборов.
«В день, назначенный для выборов, самый молодой член синьории должен был молиться в соборе Сан Марко. После, выйдя из базилики, он останавливал первого встреченного им мальчика и брал его с собой во Дворец дожей, на заседание Большого совета, где заседали все его члены, за исключением тех, кому было меньше тридцати лет.
Мальчик, его называли ballotino, вынимал из урны листочки бумаги и тянул жребий. После первого такого жребия совет выбирал тридцать своих членов. Второй жребий должен был сократить это число до девяти, а девятке предстояло голосовать за сорок кандидатов, каждый из сорока должен был получить по крайней мере семь голосов. Группа из сорока человек должна была, опять же по жребию, сократиться до двенадцати.
Эта дюжина выбирала двадцать пять человек, и они в свою очередь снова сокращались до девяти. Девятка голосовала за сорок пять кандидатов, за каждого из которых должно было быть подано не менее семи голосов, и из этих сорока пяти бюллетеней ballotino вынимал листочки с именами одиннадцати претендентов. Одиннадцать голосовали за сорок одного — каждый должен был собрать в свою пользу не менее девяти голосов. Так вот эти-то сорок в конце концов избирали дожа.
Сначала они посещали мессу, и каждый в отдельности произносил клятву, что будет вести себя честно и справедливо, на благо республики. Затем их запирали в тайном помещении дворца, отрезая от всех контактов с миром. Круглые сутки их охранял специальный отряд моряков, пока работа не была завершена.
Это все, что касается приготовлений, затем начинались сами выборы. Каждый выборщик писал имя своего кандидата на листке бумаги и бросал в урну. После листки вынимались, оглашались имена кандидатов без учета поданных за них голосов. В другую урну опускали листки, на каждом из которых стояло единственное имя.
Если кандидат присутствовал в зале, то он выходил вместе с любым другим избирателем, носившим то же имя, а оставшиеся обсуждали его кандидатуру. Затем кандидата приглашали войти и ответить на вопросы либо защититься от выдвинутых в его адрес обвинений. Происходило голосование, и, если кандидат получал требуемые двадцать пять голосов, он становился дожем. В противном случае из урны вынимали другой листок и так далее...
При такой мучительно сложной системе кажется странным, что вообще кого-то выбирали».
Сложные выборы могли занять более двух недель, народ с нетерпением ждал результатов этой лотереи.
После избрания дожа представляли народу со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает», и глава Венеции торжественно приносил присягу перед гражданами. Коронация дожей была особым ритуалом.
Дож получал камауро «camauro» (белую шапку) от самого младшего члена Совета и Зогию «Zogia» (парадную корону) от самого старшего. «Примите корону венецианского герцогства» - говорили дожу. Горожане при коронации давали дожу понять, что здесь он «слуга народа», а не король.
Дож Леонардо Лоредано в белой шапке
Дож Андреа Гритти в парадной короне
«Люди окружили нового дожа и «срывали одежду с его спины» – похоже, традиция разрешала это им делать. Таким образом, дожу давали понять, что он «лицо подчиненное и милосердное». Дож босиком подходил к алтарю, давал клятву, и ему вручали знамя Святого Марка. Затем на него надевали новое платье, сажали на поццетто и торжественно проносили вокруг площади. Дож разбрасывал монеты, после чего входил во Дворец дожей и обращался к подданным. Тем временем делегация спешила к его дому – сообщить об этой новости его жене... После они вели ее в новый дом» - пишет Джон Норвич о коронации дожа.
День долгожданного избрания дожа становился народным праздником.
Французский хронист Мартино описывает торжественный рыцарский турнир на площади Сан-Марко, «la place soit en tot li monde», который состоялся в день выборов:
«Ha площади возвели павильоны, затянутые шелком, и саму площадь тоже пышно украсили. В павильоны вошли красивые дамы и девицы, а к окнам дворцов подошли другие дамы. Монсеньор дож проследовал пешком из собора Сан Марко, а за ним все патриции Венеции. Люди окружили площадь… За этой процессией явились всадники на прекрасных лошадях и с дорогим оружием. Затем начался турнир, за которым наблюдали дамы. Ах, сеньоры, если бы вы были там, то увидели бы прекрасные удары мечей…»
В демократичном городе проходил парад ремесленников, которые объединялись в скуолы по видам ремесла.
Как описывает парад трудящихся Джон Норвич:
«Парад возглавили кузнецы с гирляндами на головах, затем прошли скорняки в богатых одеждах из ласки и горностая, что явно было не по погоде конца июля.
Прошагали портные, все в белом, с пунцовыми звездами. На ходу они пели под аккомпанемент собственного оркестра.
Проследовали ткачи и стегальщики, изготовители сандалий и золотой парчи, торговцы шелком и стеклодувы. Из клеток выпустили птиц.
Но первый приз за фантазию достался парикмахерам, их вели за собой два всадника в полном рыцарском облачении и четыре «очень странно одетые дамы».
Спешившись перед дожем, они представились: «Сир, мы два странствующих рыцаря. Объехали весь мир в поисках удачи. Пережив немало опасностей и приключений, завоевали четырех прекрасных дам. Если при вашем дворе найдется рыцарь, желающий рискнуть головой и забрать у нас этих странных дам, мы готовы за них сразиться». Но дож ответил, что окажет дамам радушный прием, и, если сами они захотят, чтобы их завоевали, то с Божьей помощью пусть это исполнится. При его дворе им будут оказаны все почести, и ни один мужчина не посмеет им перечить».
Традиционную Шапку дожа (Corno Ducale) глава Венеции менял каждый год во время торжественного пасхального шествия, которое заканчивалось у женского монастыря Сан Заккариа. Настоятельница встречала дожа и торжественно вручала ему новую шапку, вышитую монахинями. Шапка шилась из парчи и украшалась золотой вышивкой.
Венеция была морской державой и дожи часто участвовали в церковных обрядах, посвященных защите мореплавателей.
В IX веке в честь морской победы дожа Пье?тро II Орсео?ло торжественная процессия на лодках подходила к острову, где располагался храм Святого Николая - покровителя мореплавателей. Священник с благодарственной молитвой окроплял дожа и его свиту святой водой, после остатки воды торжественно выливались в море.
Позже в X веке появилась традиция «Обручения с морем», которую принес Римский Папа Александр III, прибывший в Венецию с благодарным визитом, венецианская армия помогла ему в защите от Фридриха Барбароссы. Во время торжественной морской процессии Римский Папа прочитал благодарный молебен и бросил в море перстень со словами «в знак истинного и вечного владычества». С тех пор этот обряд совершали венецианские дожи. Венеция - город сказка, который никого не оставит равнодушными. Мне немного не повезло с погодой: поначалу было солнечно, а потом... как обычно "гости из болотного Петербурга вечно везде портят погоду".
Автор LENARUDENKO