Что происходит с пластиковым пакетом после «смерти» (7 фото)
Категория: Интересные фоторепортажи
9 августа 2018
Каких-то полчаса назад он был необходим, в его жизни был смысл. И вдруг все закончилось.
Она бросает его… в бак с пакетами и другой пластиковой упаковкой.
Когда-то Мишаня — обычный пластиковый пакет — проживал в овощном отделе супермаркета, хотя с тем же успехом мог обитать в любом другом магазине. Бытие полиэтиленового пакета предсказуемо, скучно и крайне коротко, а вот в небытии он может пролежать десятки лет. Рядом с Мишаней в баке оказалась бутылка из-под шампуня, по соседству — пустые банки из-под йогурта и сметаны, но уже без крышек из фольги — крышки хозяйка выкидывает в отдельный бачок для металлического му#ора.
«Первый этап переработки любого материала — это попытка получить его в максимально очищенном от примесей виде. Система раздельного сбора му#ора заметно облегчает стадию фракционирования, разделения материалов по типам. Это принципиально необходимо, если мы пытаемся выйти на хороший уровень качества конечного продукта», — рассказывает «Чердаку» Иван Скворцов, руководитель испытательной лаборатории полимерных материалов «Метаклэй» Сколково, магистр химической технологии и биотехнологии.
Наш Мишаня не так прост: он сделан из полиэтилена высокой плотности (HDPE, от High Density Polyethylene), на нем стоит клеймо «02». Его соседки-баночки из-под йогурта помечены цифрами 05 (PP) — они сделаны из полипропилена, из которого делают еще много всего: от труб до бутылок и мешков. Кроме них рядом с Мишаней лежат ПЭТ-бутылки (полиэтилентерефталат, значок «01») из-под молока и другие соседи, с цифрами на боках от 01 до 07. Нет среди них только 03-х, поскольку согласно системе маркировки пластмасс в России и в Европе, «03» — это поливинилхлорид (ПВХ), из которого делают канистры для жидкостей, напольные покрытия и многое другое, включая те же пакеты, — они не так безопасны, как их «сотоварищи».
«Самые простые вещи, которые можно легко отсортировать и принять в качестве вторсырья, — это полиэтилен и полипропилен. Они и упаковка в виде бутылки от напитков — это полиэтилентерефталат, ПЭТ, — хорошо подходят для вторичной переработки. А многослойные упаковочные пленки, которые чаще всего применяют в пластиковой упаковке типа Tetra Pak или для колбасных, сырных, мясо-молочных изделий, переработать очень сложно. Чаще всего эта тоненькая упаковочка на сосиске состоит из 9—15 слоев. Многослойные изделия содержат много разных по типу и по функциям полимерных компонентов. И переработать их или вообще невозможно, или технически очень сложно и экономически очень дорого», — говорит Скворцов.
Женщина выкидывает отсортированные отходы в баки для раздельного сбора му#ора в Хельсинки. О том, что бак наполнился, сигнализируют оптические датчики, и отходы из него сбрасываются в трубопровод, на другом конце которого стоит вакуумная помпа. Она разгоняет мусор до 70 км/ч, и его засасывает в перевалочную станцию.
Часы бегут, день сменяет ночь, а Мишаня все лежит в баке, никому уже не нужный. Он лежит и лежит, а сверху на него продолжают сыпаться пластиковые отходы. Лишь когда бак наполняется, чьи-то руки извлекают мешок из контейнера, спускают в подвал и, открыв электрическим ключом люк с табличкой «Пластик», закидывают Мишаню и его компаньонов в пасть люка. Когда уже этот бак наполнился, срабатывают оптические датчики, пол проваливается и мусор отправляется по трубе до перевалочной станции. Оттуда отходы забирает автомобиль и везет на завод по переработке.
Вскоре мешки с мусором вскрывают автоматы и высыпают содержимое на транспортерную ленту. Люди, стоящие вдоль нее, выкидывают из горы отходов куски фольги, затесавшиеся между пластиковых банок, и прочий непластиковый мусор. После этого пакет и его товарищей вновь везут на ленте транспортера, пропуская через металлоотделитель. Затем их, ставших уже «сырьем», долго трясут в баллистическом сепараторе. Подбрасывая отходы, тот разделяет сырье по его баллистическим характеристикам: бутылки, канистры из-под бытовой химии и другой круглый, способный держать форму мусор идет в одну сторону, а наш легковесный герой вместе с пленками и прочими парящими материалами улетает в другую.
На этом путешествие по заводу не заканчивается: идущие по конвейеру отходы просвечивают лазеры.
«Мы направляем луч на объект и можем „прочитать“ отражение. И в зависимости от отражения машина решает, какой полимер перед ней. Так оценивается каждый кусок му#ора, каждый объект», — говорит «Чердаку» Микко Койвуниеми, менеджер по линии продуктов финской государственной энергетической компании Fortum Corporation. Машины узнают определенный вид пластика, а все остальные сдувают в сторону.
У сортировки есть две стадии: на первой отбирается нужный вид пластмассы, на второй из него удаляются другие виды пластмассы.
Какие-то отходы во время сортировки попадают в категорию неперерабатываемых — либо они сильно загрязнены, либо сделать из них вторсырье слишком дорого. Сюда же попадает часть твердых коммунальных отходов, или всего того, что мы выкидываем в мусоропровод или контейнер каждый день: многослойные упаковки, загрязненные бумага или картон, текстиль и так далее. Такие остатки не везут хоронить на свалки, а делают из них восстановленное топливо — измельчают, очищают от примесей в металлоотводах и прессуют. Эти брикеты сжигают и получают электричество.
«Приехали», — снова думает наш Мишаня, оставшись в одном контейнере с такими же пакетами, бутылками от шампуня, пищевыми контейнерами и другим пластиком из полиэтилена высокой плотности.
Пластики одного типа прессуют, и, когда набирается достаточное количество такого «сырья», его отправляют на очистку, ведь производители частенько вводят в материал присадки: красители, стабилизаторы для увеличения хладо- или теплостойкости, защищающие содержимое упаковки от воздействия солнечных лучей, УФ-абсорберы или даже асептические агенты — чтобы продукты питания не деградировали от бактерий. Таких компонентов в пластиковом изделии может быть от трех до восьми и более. Порой установить эти компоненты и разделить просто невозможно, рассказывает Скворцов из Сколково.
После очистки материал идет на переработку. В один прекрасный день это происходит и с Мишаней. Его снова выгрузили кататься на транспортере, потом нашего героя мешали и дробили в воде барабаны и крутящиеся лопатки, а затем, уже по частям, кружила и сушила центрифуга
«Отмывка от краски, которая чаще всего наносится на изделия в виде этикеток, наклеек, либо что-то прямо впечатывается принтером на поверхность, делается водой, заправленной химическими компонентами: щелочами, кислотами. Затем мы пытаемся отделить такие вещи, как стекло или примеси других полимеров. Чаще всего это происходит методом флотации: в воду добавляются поверхностно-активные вещества и погружается наша разделяемая смесь и пропускают пузырьки воздуха. Элементы разделяются по разности плотностей: чем элемент плотнее, тем он будет плавать ниже в танке-сепараторе, чем меньше плотность — тем выше. И дальше то, что упало на дно, и то, что плавает на поверхности, раздельно собирают», — рассказывает Скворцов.
Мишаню, уже в виде хлопьев из пленки, отправляют на промывку, чтобы удалить и нейтрализовать все то, чем его отмывали, затем — на просушку, после чего продолжают терзать в экструдере — машине, которая расплавляет и продавливает материал через очень узкое отверстие и превращает в гранулят.
Подробнее в источнике