19-летняя Дарья Морозова бросила модельный бизнес, продала квартиру, перевелась на заочное в университете и вместе с супругом Эдуардом переехала жить в село Потодеево Пензенской обл. Здесь давно пустовал деревянный дом бабушки мужа.
«Земли были заброшенными, - вспоминает сегодня 26-летняя глава крестьянско-фермерского хозяйства Дарья Морозова. Сейчас оно представляет собой целое поместье, супруги купили несколько соседних домиков вместе с земельными участками. - За 6 лет мы расширились с одного участка до одиннадцати. 95 га муниципальной земли оформляем в собственность. А начинали с одной лошади и десяти кур».
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Сейчас от старого бабушкиного дома практически ничего не осталось, семья, в которой подрастают двое ребятишек - 3-летняя Арина и 6-летний Арсен, живёт в большом благоустроенном коттедже, всё хозяйство под боком. Управиться с ним помогают несколько работников, которые живут неподалёку. Но самое интересное - всё это сделано без господдержки. Пока Морозовы лишь претендуют на два гранта на общую сумму 21 млн руб.
Они приехали в село не с пустыми руками. Вложили в ферму 25 млн руб. (вырученное за квартиру плюс взяли кредит как физлица). Опыта не было никакого, зато было огромное желание создать успешное хозяйство. Поездили по заграницам, посмотрели, как там всё устроено, и, учитывая российские реалии и русский менталитет жителей села, взялись за дело засучив рукава. Параллельно с решением земельного вопроса буквально бились за каждого работника. Кого лечили за свой счёт от алкоголизма, для других скупали старые дома, ремонтировали их и заселяли семьи тех, кто трудится на ферме.
Первые годы жизни в селе были для Морозовых сложными. Но они много работали и мечтали - и многие мечты воплотились.
Расхожий штамп о том, что сельское хозяйство - занятие тяжкое и убыточное, Морозовы опровергают. «На нашей ферме мы внедряем технологию производства полного цикла, - объясняет Даша, которая ещё несколько лет назад жила совсем другими категориями, и перечисляет: - Есть маточное стадо водоплавающей птицы; получаем яйца с последующей инкубацией (у нас есть инкубаторная станция на 15 000 яиц); выводим молодняк (его тоже продаём); откармливаем птицу для получения мяса (мощность нашего производства составляет 96 т мяса утки, 40 т мяса гуся, 4,8 т мяса перепелов в год); птицу забиваем в собственном забойном цехе; перерабатываем, упаковываем под собственным брендом; реализуем непосредственно покупателям или в торговые точки, минуя посредников».
Первую свою продукцию они развозили собственноручно покупателям к Новому году. Потом стали участвовать в ярмарках, повезли птицу на рынки города, области, заключили договоры с фермерскими рынками в Москве. А в настоящий момент проходят аттестацию для поставок своей продукции в торговую сеть Metro. Заключили соглашение на поставку продукции в нижегородские сетевые магазины - это к слову о том, что если хочешь, то и к сетевикам можно со своим продуктом попасть. Даша с Эдуардом говорят, что на сегодняшний день сельскохозяйственный бизнес является единственным, позволяющим начать с минимальных вложений и имеющим огромный потенциал роста. «В России сегодня не развиты или совсем отсутствуют целые направления в сельском хозяйстве и переработке, например выделка шкур, - говорит Дарья. - Наша цель - создать вокруг каждого сельхозпроизводителя сеть сопутствующих производств и производителей услуг».
КУДА ДЕЛАСЬ ГРЯЗЬ?
Морозовы вкладывают деньги, которые уже начала зарабатывать ферма, не только в её развитие. Они не согласны с тем, что деревня - это грязь по колено и разруха.
В прошлом году они сделали тротуары до фермы, в этом году на очереди дорога до неё. А до этого вместе со всеми деревенскими они весной и осенью плыли по грязи в резиновых сапогах до колен. Со временем думают сделать тротуары во всём селе. И это уже вселяет оптимизм в жителей, за последние годы потерявших надежду на какие-либо улучшения. А после того как молодые фермеры стали покупать заброшенные дома, ремонтировать и благоустраивать их и селить там своих работников, многие селяне захотели попасть на эту ферму.
Но селу нужна молодая кровь. Да как привлечь туда молодёжь? Даша с Эдуардом предлагают свой вариант: «Каждый сельсовет может сделать опись домов - жилых и пустующих, посчитать, сколько будет стоить восстановление дома, подведение к нему коммуникаций, чем человек сможет заниматься в глубинке. Допустим, мы разводим птиц, а их помёт может стать хорошим компостом для выращивания грибов. Или вот у нас есть гусиный пух, его можно переработать, а кто-то будет шить подушки с таким наполнителем».
Недавно Морозовы приобрели в Потодеево заброшенное здание. Уже скоро в нём откроется детский клуб. «Дети смогут приходить в него с родителями, - мечтают Морозовы. - Будут библиотека, детская и спортивная площадки, по выходным станут приезжать специалисты из Пензы - психологи, логопеды. У любого человека должны быть перспективы, а в селе их сейчас нет. Мы же хотим показать, что в нём можно работать и жить цивилизованно. Всё зависит от наших желаний и головы».