В одном краю среди лесов, достающих вершинами своих крон до неба, среди гор – огромных, словно спящие великаны, среди озер – бездонных, как океан, и степей, у которых нет ни начала, ни конца, жил мальчик. Был этот мальчик точно таким же, как и все дети, имел он пару быстрых ног, что несли его без оглядки навстречу приключениям, пару шаловливых рук, что не давали ему сидеть без дела, и голову с парой зорких глаз и парой оттопыренных ушей. Одно плохо – не было у него родителей. Бабушка да дедушка стали его семьей, да еще вол, на котором пахали они свое поле, да пес, что сторожил урожай от диких зверей на том поле, да кот, что стерег зерно от мышей в амбаре. Мальчик рос, кот мурлыкал ему на ухо сказки, пес ходил с ним на охоту, вол позволял ему запрягать себя в телегу, дед учил его премудростям жизни, а бабушка попросту баловала своего внучека. Да только жизнь так устроена, что младость взрослеет, а взрослость стареет.
Стара стала бабушка и из дому уже не выходила. Состарился и дед, и в поле был он обузой, а не пахарем, да и вол моложе не стал, еле ноги передвигал. Пес все больше спал, кот мышей ловить перестал. А как минуло мальчику пятнадцать лет, умерла бабушка, умер и дед.
Похоронил тогда он своих стариков, достал из сундука дорожную сумку, сложил в нее свои пожитки да краюху хлеба, посадил за пазуху кота, взял на руки пса, и взгромоздились они на спину старого вола. Оглянулся мальчик в последний раз на отчий дом, на голое поле и пустой амбар и пришпорил вола: отправились они куда глаза глядят. Едва солнце спряталось за горы-великаны, вол остановился и лег в густую траву, а поутру уже не встал с нее: слишком стар был вол. Отправился мальчик дальше пешком. Хлеб съеден, кот за пазухой, пес плетется рядом. Прошли они еще один день и остановились на ночь у подножья горы. Уснули. А утром мальчику пришлось хоронить верного пса: не проснулся пес, умер во сне. Остался у мальчика только его кот, и тот еле дышит, того и гляди помрет. Перелез мальчик через гору, а на пути его – лес. Решил он заночевать на опушке леса, а уж утром двинуться дальше. Проснулся с первыми лучами солнца, а кот – единственный его попутчик – умер: и его нагнала смерть. «Что ж! - подумал мальчик. - Больше мне и терять-то некого. Отца с матерью я и не помню, дед с бабушкой покоятся в сырой земле подле опустевшего дома, вол сложил свою голову в зеленых лугах, пес схоронен у подножья горы, а теперь я и кота зарыл на опушке леса. Пойду в лес, и будь что будет. Если суждено мне сгинуть в этой чаще, плакать по мне некому». Зашел он в лес и сразу понял, что лес-то непростой: ни птиц, ни зверей в нем не видно, и деревья стоят, словно мертвые: ни один листик на них не шевелится, даже ветерок в том лесу не пролетает…. Колдовской лес, непростой. Идет-идет он вглубь леса, а лес все гуще да все страшнее, корягами его за ноги цепляет, сучьями одежду рвет, ветками по лицу хлещет. Куда идти дальше – неведомо. «Вот и пришел мой смертный час, - подумал мальчик. – Сгину я в этом заколдованном лесу». И только он так подумал, слышит, кто-то тоненько запел, а голос такой нежный да ласковый, что так и манит к себе. Прислушался мальчик да и пошел на этот голос. Долго он сквозь чащу пробирался, а голос все ближе и ближе. «Только бы песня не закончилась, - думает мальчик, - только бы голос не замолк». Выбился он из сил, присел, вдруг видит – деревья расступились и открыли ему поляну, а на поляне дуб растет. Дуб вековой, десять обхватов толщиной, ветвей миллион, небо заслоняет он. Собрался путник с силами и вышел на поляну, подошел вплотную к дубу и видит, что высоко-высоко в кроне среди листвы сидит прекрасная девушка. Глаза ее, словно небо, голубы; губы алы, как заря; а волосы чернее ночи и переливаются, словно в косы заплели россыпи звезд. Сидит она в ветвях и поет свою грустную песню.
«Кто ты?» - крикнул ей мальчик. Девушка испугалась и, вздрогнув, замолкла. Увидела она незваного гостя и зашептала ему: «Беги, беги, храбрый юноша, спасайся: все равно ты мне не поможешь, а только сам пропадешь». «Постой, красавица, кто же ты и кого мне бояться в этом пустом лесу? Тут ведь ни птички, ни мышонка нет, не то, что диких зверей». «Беги-беги той же дорогой, что и пришел сюда. Сейчас явится страшный тролль и убьет тебя. Он украл меня у отца моего – короля - и теперь требует, чтобы я вышла за него замуж». «Где же это видано, чтобы тролли людей воровали?» - возмутился мальчик. По правде говоря, он был так сражен красотой прекрасной девицы, что явись сюда тотчас не один тролль, а целая тыща, да ведьм пару дюжен, да чертей тмища, кикимор сотня и злых духов мильон, от дуба бежать не подумал бы он. «Я спасу тебя, красавица», - выкрикнул он и в ту же минуту провалился под землю. У самых корней дерева злой тролль устроил ловушку, и теперь храбрый мальчик сидел в волчьей яме и ждал своей участи.
Вскоре появился и сам тролль. Он ликовал, его мерзкий нос так и шмыгал от удовольствия, а кривые зубы щелкали в предвкушении трапезы.
- Ну, боишься ли ты смерти, юноша? – прошипел тролль.
- С чего это мне ее бояться: она приходит ко мне каждую ночь и забирает тех, кто оказывается рядом со мной. Я рад, что в этот раз этим «счастливчиком» будешь ты.
Тролль на мгновение опешил:
- О, а ты – весельчак и, наверное, смельчак, да только это тебя не спасет: тот, кто попался, мне в суп попадет.
- Я вижу, и ты пошутить не прочь. Может быть, хочешь шутя мне помочь? – отвечал ему из ямы пленник.
Тролль обомлел от такой наглости:
- Чего же ты просишь? Наглец!
Пленник ответил:
- Мне нужно немного: девицу с дуба да деньжат на дорогу.
От злости у тролля сперло дыханье:
- Что за дерзость? Что за воспитание!
А пленник из ямы не унимается, тролля сильнее разозлить старается.
Наконец, тролль не выдержал и заорал:
- Ты и смерти не достоин, обращу тебя в пень и буду сидеть на тебе весь день.
А мальчик ему из ямы:
- Если бы владел ты колдовством, не был бы нос у тебя крючком!
Тролль от злости посинел:
- Свое колдовство я узнал от отца, я даже могу воскресить мертвеца!
Мальчик, услышав это, задумался, а потом и говорит:
- Готов я за просьбу свою заплатить, могу я талантом тебя наградить.
Тролль сунул свой нос поглубже в яму и спросил шепотом:
- Что за талант ты можешь мне дать? Знаю, как золото я добывать, знаю, как птиц извести и зверей! Что за талант? Отвечай мне скорей!».
Пленник придвинулся к самому краю ямы и прошептал:
- За девицу и сундук монет дам я тебе талантов букет.
- Что за таланты? Говори скорей! – затрясся от нетерпения злодей. .
- Ловкость, смелость, силу, мудрость и доброту, - сказал мальчик и многозначительно показал пальцем на принцессу, сидящую в ветвях дуба.
Тролль задумался: «Ловкость и смелость, да еще и сила – это мне подходит. Мудрость – да, я хочу быть мудрым. Доброта? Она мне без надобности, ну уж если этот болван отдает ее в придачу, отчего же не взять?». Через мгновение тролль протянул свою мохнатую руку мальчику:
- По рукам, наглец, получай девчонку и монет ларец!
Мальчик не верил в свою удачу: тролль не только вынул его из ямы, но и отдал ему принцессу и целую гору золотых монет.
Тролль ликовал! В предвкушении он приплясывал и напевал: «Ловкость, смелость и сила – все, что троллю мило! Да еще и мудрость дает, с мудростью тролль уж не пропадет. Еще зачем-то доброта, ну пусть уж будет, раз не стоит ни черта».
Мальчик и принцесса с ужасом взирали на эту пляску, но все же были рады, что у них появился шанс выбраться из этого заколдованного леса.
- Давай обещанное! – завопил тролль.
- Э, нет! – ответствовал юноша. – Сначала выведи нас из своего логова!
Тролль пробурчал заклинание, и деревья расступились, открыв крохотную тропинку, теряющуюся глубоко в чаще леса.
- Дай мне то, что обещал! – заверещал тролль.
- Не думаешь же ты, что я ношу все это с собой? – спокойно отвечал ему юноша. – Запоминай! Там, на опушке леса есть небольшой холм свежей земли, ты без труда найдешь его. Разрой его, и под ним увидишь мертвого кота. Кот, действительно, мертв, но ты можешь оживить его – ты сам говорил об этом. Этот кот и есть Ловкость. После иди к горе, перелезь через нее, и у ее подножья увидишь кучку камней. Разбери ее и найдешь мертвого пса. Оживи его, потому что он и есть Смелость. Иди дальше в луга, среди травы найди мертвого вола – наверное, птицы и дикие звери оставили от него одни кости. Оживи и его – это твоя Сила. Через день пути навстречу солнцу ты увидишь старый, покосившийся дом, а в поле – две могилы. В одной из них покоится старик, его тоже нужно оживить, а в другой – старуха, оживи и ее – это Мудрость и Доброта.
Тролль рассмеялся от радости, но все же, состроив страшную гримасу, хотя он и без того был очень страшен, пообещал мальчишке найти его и съесть, если тот решил его обмануть.
Мальчик с принцессой кое-как поплелись по тропинке, волоча за собой ларец, полный золота, а тролль поскакал по верхушкам деревьев к опушке леса.
Вскоре он увидел могилку кота. Вырыв бедное животное, он совершил над ним магический ритуал, и кот ожил. Бедный кот так испугался безобразного тролля, что, исцарапав ему лицо, вырвался и убежал. Тролль был вне себя от ярости, однако отметил, что мальчик его не обманул. Кот и в самом деле был воплощением ловкости. Перебравшись через гору, тролль нашел и выкопал пса. Так же, как и прежде с котом, совершил над ним магический ритуал, а пес ожил и вместо благодарности искусал тролля, да так, что последний спасся от него бегством.
«Вот это смелость так смелость, никогда я еще не видал, чтобы живое существо не испугалось тролля. Ну ничего, вот овладею силой и верну себе и смелость, и ловкость», - так рассудил тролль и отправился в луга искать кости вола.
Когда кости были найдены, и вол был оживлен, троллю пришлось бежать со всех ног, потому как вол был очень силен и пару раз подбросил тролля на своих рогах.
«Ничего-ничего! Видимо, нужно овладеть мудростью, чтобы стать сильным, смелым и ловким», - подумал побитый, покусанный и исцарапанный тролль. Из последних сил разрыл он могилу старика и оживил его. «Ну, старик, давай сюда мудрость», - потребовал тролль, едва переводя дух. Старик и вправду был очень мудр: «Я стар и не помню, куда ее положил. Оживи мою старуху, она, должно быть, знает».
«Ладно, все одно мне у нее доброту забирать», - вздохнул тролль и оживил старушку. Когда старушка увидела страшного, истекающего кровью тролля, ей стало жаль своего спасителя, и она решила перевязать его раны. Тролль так устал, что и не сопротивлялся. После того, как старушка промыла его укусы, царапины и шишки, приложила к ним целебные травы и перебинтовала тролля, тот заснул, как младенец. А утром, когда он проснулся, обнаружил, что у него в ногах дремлет кот, во дворе, весело виляя хвостом, бегает пес, а вол терпеливо ждет, когда старик запряжет его и станет пахать на нем поле. Старушка принесла троллю душистый чай, и тролль был так растроган, что даже поблагодарил ее, чего с ним раньше никогда не бывало. Выйдя на улицу, он увидел, как старик пашет поле. Шутки ради он встал за плуг и с легкостью проработал до заката, потому как силы у тролля куда больше, чем у человека. Вернувшись в дом вместе со стариком, он сел ужинать, и стряпня старушки ему так понравилась, что он остался еще на день, а потом еще и еще. Засеял поле, собрал урожай. Старик и старуха полюбили его, как сына, а он и вправду стал похож на человека: добрый, мудрый, сильный. Вы спросите, а смелый? Конечно, смелый. Только смелый тролль не побоится выйти из леса и жить среди людей. Тролль был очень, очень смелый. Спросите, а как же ловкость? Да вы просто не слышали, как он ловко врал всем, что он сын старика и старухи. А то, что у него нос крючком - так это он о камень ударился. А уши длинные оттого, что он их зимой отморозил. А уж как он ловко врал, почему у него ноги мохнатые, вы бы слышали! Свет еще не видывал такого ловкача. Хотя в соседнем королевстве один такой объявился. Он даже женился на принцессе. Откуда он взялся, никто не знает. Говорили, вышел из лесу вместе с королевской дочкой и нес сундук золота на плечах. Кто знает, может, все так и было. На свете всякое случается.