Мюльфиртельская охота на зайцев (5 фото)
Категория: PEGI 16, Ностальгия
9 мая 2018
В ночь (при ?8 °C) со 2 на 3 февраля 1945 года из барака № 20 (Блок смерти) немецкого концлагеря Маутхаузен, был совершён массовый побег, в котором участвовало около 500 человек, в основном советские пленные офицеры. Побег был запланирован на ночь с 28 на 29 января. Однако, он не состоялся по той причине, что 27 января эсэсовцы отобрали и увели 25 наиболее физически крепких человек, в том числе и несколько руководителей побега. Назавтра их товарищи узнали, что уведённых сожгли живьём в крематории.
Побег был хорошо организован. В тот момент, когда одна часть заключённых забросала две охранные вышки различными предметами (барачными огнетушителями, камнями и палками), вторая группа с помощью намоченных одеял и частей одежды закоротила электрическую проволоку, что было решающим фактором для успешного побега.
Всего из лагеря вырвалось 419 человек, но свыше 100 человек погибло уже перед концлагерем — некоторые упали от истощения, некоторые были убиты пулемётным огнём с остальных вышек. Примерно 300 заключённым удалось добежать до окрестных лесов.
В самом блоке осталось 75 совсем измождённых узников, которые не смогли больше передвигаться — их расстреляли сразу же.
Комендант лагеря, штандартенфюрер CC Франц Цирайс призвал население окрестных деревень принять участие в поисках беглецов, заявив – «Вы же страстные охотники, а это куда веселее, чем гонять зайцев!». Старики и подростки (взрослые мужчины были на фронте) объединились, чтобы вместе с СС и полицией ловить по лесам и убивать замёрзших, еле держащихся на ногах от голода людей.
Большинство из 300 узников, которым удалось уйти, были обнаружены командами СС в первый же день и расстреляны на месте.
Франц Цирайс (в центре) с офицерами.
В течение нескольких недель почти все были застрелены или схвачены. В документальном фильме "Акция К" (1994) содержатся свидетельства очевидцев, которые утверждают, что это была не совсем нормальная "охота" с ружьями "как на зверя", поскольку многих беглецов, особенно пойманных живыми, не расстреливали, а забивали насмерть подручными средствами(вилами, ножами, топорами) самым жестоким образом. Причина подобного отношения к ним состоит в том, что на них просто жалели патроны.
"Пятнадцатилетние мальчики из "Гитлерюгенда" хвастались друг перед другом–кто из них больше убил беззащитных людей. Один достал из кармана, и показал приятелю связку отрезанных ушей–оба засмеялись. Им не выдавали винтовки, и они добивали узников кинжалами. Весь снег вокруг был в крови.
Один фермер нашёл у себя русского, прятавшегося в хлеву с овцами, и ударил его ножом–человек бился в конвульсиях, а жена фермера добивала палкой умирающего. Сорок трупов сложили на улице деревни Рид-ин-дер-Ридмаркт–со вспоротыми животами, выставив наружу половые органы: девушки, дети проходя мимо, смеялись".
В документах архива лагеря содержатся описания ещё целого ряда зверств местного населения над беззащитными узниками.
Известно только об 11 советских офицерах, которых несмотря на огромную опасность спрятало несколько местных крестьян, они дождались прихода американской армии и остались живы.
Двоим пленным Михаилу Рыбчинскому и Николаю Цемкало повезло. Их спрятала крестьянка Мария Лангталер.
Семья Марии Лангталер и спасённые ей советские офицеры (каждый с краю, справа и слева, второй ряд), сама Мария -- слева в первом ряду рядом со своим мужем Йозефом.
"-Русские среди бела дня постучались к нам в дверь, -рассказывала дочь Марии-Анна Хакль, которой на момент событий исполнилось 14 лет.–И попросили дать им поесть. Я спрашивала после–почему пленные осмелились зайти в наш дом, когда все люди вокруг просто обезумели? Они ответили–"Мы заглянули в окно, у вас на стене нет портрета Гитлера".
Мать сказала отцу: давай поможем этим людям. Папа испугался–"Ты что, Мария? У нас сыновья воюют против русских, соседи и друзья первые донесут на нас!". Мама ответила–быть может, тогда Бог оставит в живых наших сыновей."
Сначала пленных спрятали среди сена, однако утром на сеновал нагрянул отряд СС, и переворошил сухую траву штыками. Рыбчинскому и Цемкало капитально повезло–лезвия втыкались совсем рядом, но чудом их не задели. Через сутки эсэсовцы вернулись с овчарками–но Мария увела узников Маутхаузена в каморку на чердаке. Попросив у мужа табак, она рассыпала его по полу…собаки не смогли взять след.
После этого долгих 3 месяца пленные скрывались у неё дома на хуторе Винден, и с каждым днём было всё страшнее: сотрудники гестапо постоянно казнили «предателей» из числа местного населения. Советские войска уже взяли Берлин, а Мария Лангталер, ложась спать, не знала – что случится завтра? 2 мая 1945 года рядом с её домом повесили "изменника"-старика из «фольксштурма»: бедняга заикнулся, что раз Гитлер мёртв, надо сдаваться.
-Я сама не знаю, откуда у мамы взялось такое самообладание,-рассказывала 84-летняя Анна Хакль. – Однажды к нам зашла соседка, и удивилась–зачем вы откладываете хлеб, для кого, вам же самим есть нечего? Мать сообщила, что сушит сухари в дорогу: «бомбят, вдруг придётся переехать». В другой раз сосед посмотрел на потолок, и сказал–"там что-то поскрипывает, словно кто-то ходит…". Мария рассмеялась и говорит – да ты чего, это всего лишь голуби…
Ранним утром 5 мая 1945 года к нам на хутор пришли американские войска, и части «Фольксштурма» разбежались кто куда. Мама поднялась на чердак, и сказала русским–"Вы едете домой". И заплакала.
В мае 2001 года в деревне Рид-ин-дер-Ридмаркт, ставшей эпицентром данной трагедии, был установлен памятник в честь зверски убитых здесь советских военнопленных. На обелиске нанесены зачёркнутые палочки для подсчёта жертв «охоты на зайцев» — только несколько палочек внизу на памятнике остались незачёркнутыми.
Мария Лангталер умерла вскоре после войны, а вот спасённые ею люди прожили долгую жизнь. Николай Цемкало скончался в 2001 году, Михаил Рыбчинский скончался в 2008. Комендант лагеря Цирайс, 3 мая, вместе с женой попытался бежать, но был ранен американскими солдатами. Был помещён в военный госпиталь Маутхаузена, где и скончался 25 мая 1945 года. После смерти Цирайса его тело было повешено на ограду лагеря бывшими узниками.
Подвигу восстания советских военнопленных, содержащихся в "блоке смерти", посвящена документальная повесть Ивана Фёдоровича Ходыкина "Живые не сдаются" (впервые издана в 1965), которая написана на основе воспоминаний нескольких выживших после этого восстания и массового побега. В повести описываются условия содержания, подготовка к восстанию "изнутри", ход восстания, последующий побег и то, как выжившим удалось добраться до советской стороны.
Этим событиям был посвящён роман австрийской писательницы Элизабет Райхарт "Февральские тени".
Подвигу семьи Лангталер, укрывавшей двух бежавших из концлагеря Маутхаузен советских военнопленных, посвящена книга австрийского журналиста Вальтера Коля "Тебя тоже ждёт мать".
По событиям был снят австро-немецкий фильм режиссёра Андреаса Грубера "Охота на зайцев", вышедший в свет в 1994 году, к 50-летию окончания Второй мировой войны.
По инициативе Социалистической молодёжи Австрии в мае 2001 года. в общине Рид, историческая область Ридмарк, была установлена памятная стела об этой трагедии.