Алек Джеффрис и первая в истории «ДНК облава», 6 декабря 1987 года, Англия (2 фото)
Изначально Джеффрис с коллегами собирался разработать методику вырезания из цепочки ДНК небольшого фрагмента для дальнейшего изучения. Лабораторные изыскания привели к тому, что сравнивая рентгенограммы ДНК коллег и их семей, обнаружил, что ДНК каждого человека неповторимо и уникально — как уникальны отпечатки пальцев. Через полчаса ошарашенный ученый и его напарники составили список областей, в которых пригодится открытие: установка отцовства, изучение однояйцевых близнецов, иммиграционные споры, экология и, наконец, криминалистика. Джеффрис назвал ДНК «генетическим отпечатком». Так зародилась «генетическая дактилоскопия». С помощью «генетических отпечатков» можно установить родство, чем с успехом, первоначально и занимался Джеффрис. К нему стали обращаться судебные органы для определения родства незаконных мигрантов и граждан Великобритании. О молодом ученом и его открытии написали местные газеты и эта статья стала "счастливым случаем" для полиции графства Лестершир.
Летом 1986 года в графстве произошло, шокировавшее всех, изнасилование и убийство 15–летней Доун Эшворт (Dawn Ashworth), в убийстве которой сознался 17–летний подросток с проблемами в развитии — Ричард Бакленд (Richard Buckland).
Но у полиции была одна проблема, Ричард не хотел признаться в предыдущем подобном преступлении — изнасиловании и убийстве школьницы Линды Манн (Lynda Mann).
Как говорят в плохих детективных романах: "Следствие зашло в тупик" и единственным выходом казалась та статья в газете с рассказом о открытии молодого ученого. "По коням! У нас ДНК убийцы", крикнули детективы и помчались в университет Лестера. Джеффрис провел анализы образцов спермы убийцы, взятых с тел девушек, и сравнил их с ДНК Ричарда Бакленда, в обеих случаях результат был отрицательным. К "радости" прессы и полицейского начальства, Ричарда Бакленда отпустили.
Полиции оставалось ждать следующего убийства или провести ДНК тест всех мужчин подходящих по возрасту и проживающих в "ареале охоты" маньяка (считается, что это 5 миль от мест убийства). Преодолевая бюрократические препоны (метод «генетических отпечатков» был новым и подвергался критике) и проблемы с финансированием, полиция решила идти по второму варианту. Полиция на встречах с местными жителями и через прессу, обратилась с призывом, сдать кровь для анализа ДНК и скорейшей поимки убийцы. Был составлен список мужчин и разосланы именные приглашения. Согласно разработанной методике, мужчина должен был прийти с приглашением и предъявить удостоверение личности, лишь после этого выполнялся забор крови и образец передавался в лабораторию. Со всеми избегающими сдачи крови, находящимся в армии или переехавшим из Лестершира, детективы работали отдельно. Избегающим уколы (с фобией), предлагался другой метод сдачи образцов для выделения ДНК.
Через восемь месяцев, после начала приема образцов крови, было проведено 5511 анализа, но совпадений с ДНК убийцы не было. Полиция начала расширять диаметр "охоты". И как раз в это время, в августе 1987 года, в полицию обратилась работница местной пекарни, которая слышала в баре от своего коллеги Келли, что он за 200? сдал кровь за другого человека. После беседы с полицией Келли сознался, что его шеф Колин Питчфорк (Colin Pitchfork), попросил его сдать анализы за себя, объяснив это тем, что он уже сдал такой анализ за своего приятеля, а Келли не смог отказать руководителю. Обойти идентификацию, при заборе образцов крови, удалось с помощью простой замены фото в удостоверении личности.
После проведения анализа, ДНК Питчфорка полностью совпала с образцами ДНК убийцы с тел девочек. Питчфорк сознался в двух изнасилованиях, двух убийствах и двух попытках изнасилования. В 1988 году он был приговорен к пожизненному заключению с минимальным сроком пребывания в заключении — 30 лет.
Келли, подчиненный Питчфорка, получил срок (около 2 лет) за сокрытие преступления и препятствование правосудию.
За последние 30 лет, по некоторым оценкам, более 50 миллионов человек прошли тестирование ДНК во время уголовных расследований. Тест ДНК помогает ловить виновных и избежать осуждения тысячам невинно обвиненных, таким как Ричард Бакленд.
Алек Джеффрис стал почётным гражданином Лестера и получил ученую степень профессора, а также целую гору различных орденов и медалей.