Боль, муштра и голод: секреты успеха китайских чемпионов (21 фото)
Пост содержит материалы для аудитории старше 18 лет. Пожалуйста, убедитесь в том, что Вы действительно хотите это видеть и Вам больше 18 лет.
Китайский спорт начинается с раннего детства. Политика страны в конце 20-го века в отношении спорта была непреклонной: Китаю были нужны чемпионы. И для этого была выстроена достаточно логичная система, которая через пару десятков лет показала свою эффективность. "Производство" чемпионов было поставлено на промышленную основу. В Сиднее (2000 год) у Поднебесной было уже 28 золотых медалей, а в 2008 году в Пекине – 51 золотая медаль. Китайские спортсмены показывали феноменальные успехи, секрет которых- муштра, боль и ежедневные многочасовые тренировки с самого раннего детства.
Плачущие дети - обычная картина в спортивных залах. "Больно будет каждый день и нужно терпеть", -говорит тренер.
До середины 1990-х годов будущих спортсменов набирали из бедных семей, проживавших в глухих селах. Для многих это было благом. недоедающие дети попадали в школы с 24-часовой опекой, где из них растили чемпионов. Отбор был очень строгим, но тех, кто его проходил, получал все возможные блага - государство брало на себя все расходы по проживанию, питанию, лечению и обучению такого ребенка. Родителям таких детей помогали с частичной арендой квартиры. Это был мощный стимул с раннего детства хотеть стать спортсменом.
После окончания спортивной школы ученик получает не только среднее специальное образование, но и специализацию. Также важно, что в Китае частные спортивные школы и клубы, воспитывающие спортсменов, освобождены от уплаты налогов.
Специализированные школы в Китае раньше работали по системе интерната. Ребенок там учился и жил круглый год, навещая родителей на очень незначительных каникулах.
В спортивной школе режим очень жесткий. Он включает постоянные тренировки, обучение в самой школе, где преподают грамотные педагоги
Свидания с родителями детей проводились по строгому графику. Такое положение дел, возможно, устраивало не всех китайцев, но многие понимали, что это единственная возможность дать своему ребенку хорошее образование.
Система отбора детей была похожа на ту, что существовала в СССР в 50-х годах.. 2 раза в год представители государственных спорткомитетов объезжали все спортивные школы и отбирали достойных детей, которые переезжали в столичные школы. За их успехами наблюдали, и тех, кто не показывал достаточного роста в течение нескольких месяцев, отправляли назад в провинцию.
Тех, кто оставался, ждали новые тренировки. Переход на новую ступень, когда ребенок из провинциальной спортивной школы приезжает в столичный клуб, разительный. В небольших городках китайцы живут в маленьких комнатушках на 4 человека и тренируются в обшарпанных залах. Питание в таких интернатах тоже довольно скудное. Когда спортсмен становится кандидатом в олимпийскую сборную, он фактически совершает гигантский скачок по социальной лестнице. Но не он один - тренер олимпийской команды также получает большое количество благ от государства.
Кстати, как только ребенка отбирали в Олимпийскую сборную, он подписывал документ о неразглашении подробностей своей жизни и особенно индивидуальных тренировок. Точно такой же документ подписывали и тренеры.
С 2006 года в обычных школах также стали уделять большое внимание урокам физкультуры. 3 раза в неделю дети занимаются профильными видами спорта, которые школа может выбрать для себя самостоятельно: ушу, волейбол, легкая атлетика.
Реформа спортивного образования в Китае началась после Олимпиады 2008 года, которая хоть и стала знаковой для страны, но обнажила еще одну проблему: что делать со спортсменами, окончившими карьеру. После Олимпиады таких оказалось довольно много, и государство было всерьез озабочено их трудоустройством. Высокие требования к образованию среднего класса в Китае - суровая необходимость. Спортсмены с их ежедневной муштрой просто физически не успевали получить достаточное количество знаний.
Реформирование началось со школ. В 2010 году власти Китая начали новую политику под названием «Документ 23», которая предписывает школам повышать стандарты образования и предоставлять больше поддержки бывшим спортсменам.
Теперь детям предоставляется больше свободы в выборе проживания и организации учебного процесса. Если раньше все ученики были обязаны жить, учиться и тренироваться на территории кампуса круглый год, теперь дети могут учиться за пределами спортивной школы- там, где лучше поставлен процесс обучения. Жить постоянно в кампусе также стало необязательным.
Спортивные привычки стали закладывать раньше. Тренеры теперь приходят в детские сады, чтобы организовать дополнительные занятия для детей.
Спортивная школа Шанхая, среди учеников которой — бывшая олимпийская чемпионка по плаванию Лю Цзыгэ, уже 2012 году перестала принимать спортсменов, не прошедших академические вступительные экзамены. Насколько эта политика - воспитать одновременно спортсмена и образованного человека -успешна, пока сказать сложно. Но такие спортсмены, как 25-летняя Ван Линвен, бывшая профессиональная спортсменка в боевом искусстве ушу, считают, что такие реформы просто необходимы, т.к. ученики спортивных школ по их окончании не будут оставаться без знаний.