Подлость и благородство
Сначала немного о правилах. Дуэльных кодексов было множество, вариаций проведения поединка тоже. В зависимости от тяжести оскорбления и смелости участников определяли вид оружия, количество шагов в случае стрельбы и прочее. Самое главное правило заключалось в том, что на вызвать дуэль в случае оскорбления можно было только равного себе. Дуэль могла защитить только дворянскую честь. Если бы дворянина оскорбил, например, разночинец, то ему бы пришлось идти в суд, а не браться за пистолет.
Были и более любопытные правила. За нарушение одного и таких поплатился жизнью французский капитан Матасс, живший в XVI веке. Однажды его вывел из себя хвастун и задира горячий юноша Ашон. Опытный вояка Матасс рассвирепел и вызвал юнца на дуэль на рапирах. Оказалось, что Ашон абсолютно беспомощный фехтовальщик и был повержен Матассом в считанные секунды. Капитан сжалился над молодым глупцом, прочитал ему мораль, возвышаясь над поверженным юношей, отпустил его на все четыре стороны и повернулся к нему спиной. Подлый Ашон схватил свою шпагу и вонзил ее в спину благородного капитана. По правилам, если дуэлянт решил пощадить соперника, он был обязан проткнуть рапирой ноги и руки соперника, а также отобрать и переломить оружие поверженного врага.
Защита Де Сурдиака
Помните, как герой Клинта Иствуда в фильме "За пригоршню долларов" надел стальную пластину под одежду? Еще его примеру последовал Марти Макфлай, попав на Дикий Запад. Правила дуэли запрещали такие выходки.
В Париже в 1579 году месье Де Сурдиак вызвал на дуэль месье Де Шасне-Лалье. Шасне-Лалье якобы клеветал на благородного Сурдиака и разносил по городу лживые сплетни. Ссора быстро стала достоянием общественности и толпы людей, не имея других более достойных развлечений, в установленный день и час собрались на острове на реке Сене, где была назначена дуэль. На месте Шасне-Лалье поклялся, что никогда не занимался тем, в чем его подозревают. Сурдиак вполне этим удовлетворился и предложил заключить перемирие, на что Шасне-Лалье, выхватив шпагу, ответил: "Столько народу пришло смотреть на наш поединок, поэтому я должен драться, иначе потеряю свою репутацию, к тому же я так долго сюда добирался". Сказав это, он вонзил шпагу в грудь Сурдиака, но клинок со звоном отскочил. Под одеждой оказался доспех. Тогда разъяренный Лалье нацелился в горло противнику, но был сражен ответным выпадом в сердце. Народ ликовал, зрелище оказалось эффектным.
За хозяина
Однажды состоялась дуэль между человеком и псом. В 14 веке повздорили два рыцаря Де Нарсак и Маркер, то есть один просто напросто позавидовал другому. Де Нарсак обошел Маркера в соревнованиях лучников, тем самым публично его унизив. Маркер заманил своего обидчика в лес и там убил, но у Нарсака был верный пес Геркулес, который был свидетелем убийства. И вот пес стал неотступно следовать за убийцей, лаять на него и бросаться. Друзья убиенного рыцаря поняли в чем дело и призвали Маркера к ответу, но он отрицал все обвинения. Тогда решили предоставить дело так божьему суду. В то время дуэлями нередко заканчивались судебные разбирательства, виноватым всегда оказывался проигравший. Дуэль между псом и Маркером должна была внести ясность в дело об убийстве. Маркеру дали дубину и щит, а Геркулесу предоставили деревянную бочку, в которой он мог спрятаться. Пес с легкостью одолел противника и схватил его за горло. Оказавшись на краю гибели, Маркер признался в убийстве. То, что не сделали зубы пса, сделала виселица, суд приговорил его к повешению. Верного Геркулеса до конца жизни кормили за счет короля, а после смерти ему поставили памятник.
Ай да сукин сын!
Теперь перенесемся в XIX век, когда дворянскую честь защищали пистолетами. Смертельная для Пушкина дуэль с Дантесом была для поэта двадцать шестой. Из 26 дуэлей, 25 Пушкин инициировал сам, а состоялось их них лишь 5. В двух случаях поэт отказался стрелять, в двух - промахнулся. Пушкин мог вызвать на дуэль человека, чье лицо ему не нравилось, или чьи стихи показались ему бездарными, поэтому друзья поэта всегда старались уладить вопрос мирно и всеми правдами и неправдами усмирить великого друга. Впервые 17-летний Александр Сергеевич вызвал на дуэль родного дядю Павла Ганнибала, который отбил у него возлюбленную. Пылкого юношу удалось остудить уговорами и дуэль отменили. В 1819 году Пушкина вызвал на дуэль его товарищ Кюхельбекер за эпиграмму со знаменитой фразой "кюхельбекерно и тошно". На дуэли Пушкин, невозмутимо стоя у барьера, сказал секунданту: "Не хотите ли, сударь, поменяться местами со мной? За барьером, право слово, стоять безопаснее!". Оскорбленный Кюхельбекер после таких слов, целясь в солнце русской поэзии, действительно попал в шляпу секунданту. Пушкин также невозмутимо отказался стрелять и покинул ристалище.
Неумелые дуэлянты
Курьезная дуэль состоялась между поэтами Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным. Два знаменитых поэта и начинающая поэтесса Елизавета Дмитриева образовали любовный треугольник. Дама сначала предпочла Гумилева, потом выбрала Волошина. Едва Гумилев оправился от душевной травмы, как влюбился в стихи иностранки Черубины де Габриак, он очень захотел ее увидеть, но после долгих поисков узнал, что это и есть Дмитриева, а историю с Черубиной придумал Волошин. Гумилев рассвирепел, еще раз признался Дмитриевой в любви и опять получил отказ. Но инициировал дуэль Волошин. Кто-то нашептал ему на ухо, что Гумилев распространяет грязные сплетни о своей возлюбленной. Это была неправда, однако Алексей Толстой почему-то подтвердил информацию.
Дуэль символично назначили на Черной речке, где погиб Пушкин, и выбрали в качестве оружия пистолеты XIX века. Говорят, что Гумилев был полон решимости пристрелить Волошина и требовал стреляться с пяти шагов, однако Максимилиан Александрович к назначенному дню растерял весь свой пыл и жаждал примирения. Гумилев в автомобиле надолго застрял в снегу по дороге на дуэль, а когда наконец-то приехал то не застал противника. Волошин по дороге потерял в снегу калошу и заявил, что пока не найдет ее, никуда дальше не пойдет. Когда раскрасневшийся от долгих поисков калоши гигант Волошин явился, Гумилев, одевшийся на дуэль как на прием к императору, так был разозлен опозданием противника, что трясущимися руками долго не мог справится с системой старинного пистолета, а когда выстрелил, то попал неизвестно куда. Волошин на радостях выстрели в воздух, но примирения не произошло. Весь Петербург смеялся над горе-дуэлянтами, а Волошина прозвали Ваксом Калошиным.
Дуэль на сосисках
Есть легенда, согласно которой орудием дуэли однажды стали сосиски. Где же еще, как не в Германии могло такое произойти. В 1865 году ученый и по совместительству политик доктор Вирхов во время дебатов нелестно отозвался о Бисмарке. Бисмарк потребовал сатисфакции и приказал секундантам сообщить об этом Вирхову. Выслушав секундантов, доктор на правах вызываемой стороны предложил в качестве оружия использовать две сосиски, одна из которых отравлена. Бисмарк отказался от русской сосисочной рулетки.
Революционер-анархист Бакунин однажды тоже решил вызвать на дуэль немца, да не простого немца, а Карла Маркса. Бакунина задели пренебрежительные слова автора "Капитала" о русской армии. Маркс не принял вызов, заявив, что он не может распоряжаться своей жизнью, так как она принадлежит пролетариату. Во времена, когда Карл Маркс свободно владел своей жизнью, он неоднократно защищал свою честь на дуэлях. Кстати, вот что писал Хэмингуэй по этому поводу: "По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости".
Если дворянские разборки из прошлого вам не очень интересны, то можете прочитать, например, про Гондурас))