Улюкаев и другие. Тюрьма в жизни известных людей (7 фото)
Категория: Политика
19 декабря 2017
Сегодня правозащитники сообщили прессе, что Улюкаеву "прохладно" в камере в "Кремлевском централе", что оказывается в СИЗО есть электронный магазин, где можно заказывать горячие обеды, поэтому бывший министр просит родственников перевести ему деньги на банковскую карту. Известно, что от передачек Улюкаев отказался, пожаловался на отсутствие книг, выразил желание записаться в тренажерный зал, а также заявил, что в камере его литературная деятельность не прекратится, и он продолжит писать стихи.
К известным личностям за решеткой всегда приковано повышенное внимание: как же человек, привыкший к власти и деньгам, будет спать на нарах, есть баланду и гулять по кругу? Посмотрим, как проводили бесконечные часы в тюрьмах, темницах и острогах известные братья по несчастью Улюкаева - миллиардеры, политики, писатели.
"Арестант на букву Х"
Миллиардер Михаил Ходорковский был осужден за мошенничество и уклонение от уплаты налогов и провел в тюрьме больше 10 лет. По свидетельствам сокамерников Ходорковского он уживался со всеми, но близко ни с кем не общался. В камере к нему обращались на "вы", хотя такое вежливое обращение в тюремной среде не принято, а к надзирательскому "заключенный на букву Х" он долго не мог привыкнуть. В колонии Ходорковский работал на производстве по скоросшиванию папок с надписью "Дело №" и поднялся по карьерной лестнице до контроллера ОТК.
Сидевшие с бизнесменом и бывшим другом Путина заключенные вспоминали, что Ходорковский спал только на купленном на воле белье, местной прачечной в стирке простыней он не доверял, но одежду стирал сам. Ходорковский попадал в штрафной изолятор за распитие чая в неположенном месте, за хранение приказов Минюста и за неоднократное нарушение других внутренних правил колонии. Ходорковский несколько раз объявлял бессрочную голодовку, протестуя против решения суда. Однажды сокамерник пытался убить его, как потом признался не по своей воли, а по приказу. Путин помиловал Ходорковского в декабре 2013 года.
Тюремное приключение Медоффа
Барни Медофф создал крупнейшую в мире финансовую пирамиду, которая принесла ему миллиарды долларов и 150 лет тюремного срока. Заслуги Медоффа перед Уолл-Стрит трудно переоценить, поэтому никто и подумать не мог, что его фирма, существующая почти полвека, может оказаться пустышкой. С 2009 года Медофф находится под арестом. Жена не общается с ним, один сын покончил жизнь самоубийством, не выдержав позора, второй сын умер от рака. Наказание бывший финансовый воротила отбывает в самой элитной тюрьме в США, ее называют "королевской жемчужиной". Всю сознательную жизнь Медофф прожил в роскоши и достатке и только в 71 год угодил за решетку, поэтому перспектива умереть в тюрьме его не очень заботит, он сравнивает свой срок с новым приключением и службой в армии. В тюрьме он пользуется уважением, так как "афера" Медоффа считается крупным достижением среди жаждущих социальной справедливости заключенных - его фирма обанкротила множество богачей. В каждой камере есть телевизор с кабельным ТВ. Несколько часов в день Барни посвящает несложной работе, поддерживая в чистоте компьютеры и телефонные аппараты. За это он получает 40 долларов в месяц. Говорят, что Медофф даже нанял человека, который заправляет ему каждое утро кровать. Медофф регулярно посещает психоаналитика.
Ленинский мякиш
Ленин в отличие от сидельцев, о которых говорилось выше, миллиардером не был, поэтому особых привилегий за решеткой не имел. В 1895 году Ильич попал в питерские Кресты как участник марксистского кружка. Владимир Ильич много читал и в списках требуемых книг, отправляемых на волю, зашифровывал вопросы. Например: выдумывал названия книг, которые отсылали к кличкам членов кружка и ставил знак вопроса, таким образом интересуясь судьбой соратников. Чтение и письмо были основными занятиями Ульянова. Легендами обросла история с чернильницами из хлебного мякиша. Молоко Владимир Ильич использовал как невидимые чернила, а из хлебного мякиша чернильницу, чтобы в экстренном случае съесть письменные принадлежности. Советский анекдот: "Когда Ленин сидел в тюрьме, из хлеба он сделал чернильницу, из молока — чернила, а из соседа по камере — Надежду Константиновну Крупскую".
Ильич занимался гимнастикой в камере - натирал полы или бил по 50 поклонов. Такой формат гимнастических упражнений был обусловлен шириной камеры и подозрительностью охранников. 14 месяцев Владимир Ильич отсидел в Крестах, а потом был отправлен в ссылку в Шушенское.
Из глубины
Английский писатель и драматург Оскар Уайльд был в 1895 году приговорен к двум годам каторги по обвинению в "грубой непристойности с лицами мужского пола" (за гомосексуальную связь). Острослов и мастер словесных парадоксов больше всего страдал из-за отсутствия общения. Посещения были разрешены только раз в три месяца, на прогулках не разрешалось ни с кем разговаривать. Тем не менее, писателю удавалось общаться с заключенными на прогулке, и нередко за это он попадал в карцер. "Статья" по которой сидел писатель усугубляла его положение. Отношение надзирателей к нему было бесчеловечным, однако заключенные проявляли к нему сострадание. Уайльд часто болел от тяжелых условий содержания, жаловался на отвратительную пищу руководству, но начальство лишь посмеивалось над ним и иногда в виде издевки проводило проверки качества еды, в результате которых отвратительная баланда признавалась качественной и свежей. В тюрьме Уайльд был на грани самоубийства, но, по его словам, удержался только благодаря чувству сострадания, которое он познал только в тюрьме, к собратьям по несчастью.
В мертвом доме
Уайльд писал, что сострадание, которое он познал в тюрьме, составляет сущность русской литературы и придает ей особую ценность. Достоевский, прославивший русскую литературу в веках, закалил свой талант в сибирской каторге. В последнюю минуту Достоевскому и другим петрашевцам объявили о замене расстрела каторгой, и писатель отправился в тобольский острог, потом в Омск и через четыре года каторги рядовым в казармы Семипалатинска. "О! это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! [...] Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову...", - писал Достоевский уже по возвращении из ссылки. Переписка была запрещена в каторге, но в госпитале Достоевскому тайно удавалось писать. Его каторжный опыт и впечатления стали основой для книги "Записки из мертвого дома".