Мечта советского автотуриста: Самодельный кемпер на базе УАЗ-452 (8 фото)
Московский инженер Григорий Дьяконов прекрасно помнит те времена, когда владельцы частных автомобилей легко отправлялись в путешествия по всему Советскому Союзу. Первую дальнюю поездку он совершил с родителями в конце 1960-х на ЗАЗ-965 с огромным багажником на крыше. Даже в 1990-х, когда немногие решались провести отпуск на колесах, Григорий был готов без колебаний сорваться с места, с женой и дочерью пуститься в дальнюю дорогу. Тогда он не боялся ни криминала, ни финансовых проблем, как не боится и теперь. Тем более что именно в 1990-х появилась возможность приобрести более вместительный автомобиль, чем ижевский «Москвич-412028», на котором в то время ездил Григорий.
Какая недорогая машина сочетает вместимость автобуса с легковыми габаритами и при этом обладает великолепной проходимостью? Конечно, УАЗ-452! По цене подержанных «Жигулей» Григорию посчастливилось купить УАЗ, еще более вместительный и удобный для жилья, чем базовая модель «буханки».
Кузов машины Дьяконова не самодельный. Такие автобусы с высокой крышей строил для киностудий Черниговский завод. Модель носила обозначение АКСМ-01 и марку «Десна-2М». Надо отметить, что «уазики» с таким кузовом довольно редкие – их строили в малом количестве, а машины из разных партий несколько различались. Оказалось, что все единичные сохранившиеся в Москве экземпляры отличаются друг от друга формой и размерами задней части и надстройки.
На обложке заводской инструкции купленного с рук автомобиля кто-то красивым почерком вывел неофициальное имя автомобиля «Глафира».
Прежний владелец утверждал, что изначально этот автобус работал не на киностудии, а был служебной машиной «кинематографистов» в штатском. В салоне оставались кронштейны и поперечные растяжки, на которых раньше стояло какое-то специальное оборудование. Неизвестно, «киношное» или какое-то еще, но важно, что эти крепежные приспособления пригодились при строительстве самодельного жилого интерьера.
Высокая крыша не только позволяет стоять в салоне в полный рост. На той высоте, где у УАЗ-2206 потолок, в передней и задней части салона своей машины Дьяконов поставил багажные полки и сетки-гамаки. Несмотря на плотную компоновку жилого салона, в него поместилось все необходимое и при этом не появилось ощущения тесноты. Сплошной перегородки между кабиной и салоном, разумеется, в этой машине не было никогда.
Как и в обычном микроавтобусе, по левому борту «Глафиры» стоят два двухместных пассажирских сиденья, взятых с какого-то корейского мини-вэна. Григорий купил их «на разборке». В кабине не составило труда заменить старые сиденья креслами с подголовниками от современного УАЗ-3742 – они без переделок ставятся на штатное крепление. Эти сиденья довольно мягкие. «На жестких пусть ездят автогонщики!» – поясняет Григорий. Еще одно полезное дополнение – самодельная обивка дверей.
Заднюю часть салона занимает мягкий диван – первое спальное место. В пассажирском салоне прямо за спинками сидений водителя и пассажира во всю ширину находится большой удобный стол. Он и кухонный, и обеденный, и письменный. Этот стол раскладывается на мебельных петлях и становится спальной полкой для двух человек. Под столом – выдвижная раковина, в которой, подставив снизу ведро, можно мыть руки, посуду и готовить пищу. Под тем же столом в углу – компактный переносной холодильник.
По правому борту, за дверью, разместился шкаф, взятый прямо из домашней кухни. В кузов обычной «буханки» он не вошел бы по высоте, а здесь стал хранилищем многих необходимых в дальней дороге вещей. К его боковой стенке хозяин приделал откидной столик.
Обогреть помещение штатным отопителем, конечно, не получится, поэтому в заднюю часть салона Григорий добавил «печку» от «Москвича-2141». Нагретый тосол в нее качает электронасос от «ГАЗели». Еще есть туристическая китайская газовая горелка, питаемая от бытового баллона.
В углу стола возле перегородки кузова находится обычный бытовой блок розеток для нескольких электрических приборов. Для питания бытовых приборов на 220 В Григорий оснастил машину адаптером. Конечно же потребовался второй аккумулятор. Он поместился за спинкой правого пассажирского сиденья, симметрично основному.
Сзади у черниговских «уазиков» этой серии есть люк и небольшой горизонтальный отсек для запасного колеса и инструмента, куда в дороге укладываются топор, лопата и необходимые автозапчасти.
Двигатель машины Дьяконова отличается от серийного «жигулевским» карбюратором «Озон». Корпус воздушного фильтра под капот УАЗа не помещался, и понадобилась «черепаха», связывающая карбюратор с отдельно стоящим фильтром от «Москвича-2141». Григорию удалось раздобыть не штатную пластмассовую, а тюнинговую «черепаху» из цветного металла. По словам Дьяконова, новый карбюратор позволил ощутимо уменьшить расход топлива, что очень важно в дальних пробегах. А в городских пробках на помощь системе охлаждения двигателя приходит электровентилятор, установленный перед радиатором. Штатный вентилятор остался на месте.
Во время путешествий по стране высокая проходимость УАЗа не раз позволяла Григорию заезжать в глухие места с красивой природой. Кемперу на ульяновском шасси пришлось покататься и по хорошим европейским трассам. В 2004 году Григорий съездил в Италию и добрался до Венеции. На невзрачном сером «уазике» они с женой пересекли территорию Польши, Германии и Австрии. Никто не запретил въезжать в эти страны на машине, не соответствующей новым экологическим нормам Euro. Правда, по словам Дьяконова, на въезде в Германию машины туристов подвергают техосмотру – проверяют исправность рулевого управления, тормозов, световых приборов. Но дискриминации по экологическим параметрам разработанный в прошлом веке автомобиль не подвергал никто. В семейном альбоме Дьяконова есть снимок, где его машина ночует на специальной парковке для жилых кемперов – таких стоянок в Европе много…
Пусть «Глафира» не так красива и комфортабельна, как настоящий фирменный кемпер. Пусть кузов давно не новый и уже не за горами его дорогостоящий капремонт. На примере этого автомобиля мы видим, какая интересная и недорогая в производстве модификация могла появиться у ульяновского внедорожника, если бы какой-нибудь производитель решился ее выпустить.