ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит! (20 фото)
Категория: Автомобили, Интересное, Репортажи
20 сентября 2017
Юность — автобус, вызывающий священный трепет одним своим видом. Мало кому удавалось сделать пассажирскую машину столь элегантной, совместив это и со вместимостью, и с комфортом. Базировалась "Юность" на агрегатах легковых ЗИЛов, что стало и её благом, и проклятием: машина получилась очень комфортной, но масштабировать производство для широких масс не решались в том числе и из-за близкого родства с "членовозами" для первых лиц.
Причём "секретность" легковых ЗИЛов была тому не главной причиной. Просто "Юность", особенно при выпуске легковым цехом, получалась машиной космически дорогой, и требовавшей особого подхода в эксплуатации. Главный конвейер ЗИЛа наращивал мощности по производству так необходимых стране грузовиков, и потому путь "Юности" туда был заказан. В итоге все годы шестой цех ЗИЛа строил "Юности" штучно, а доставались они, очевидно, не самым простым организациям.
Ближайший автобусный родственник "Юности" — это, несомненно… ЛиАЗ-677. Да-да!
Объединяет столь разные машины двигатель ЗИЛ-375, переднемоторная компоновка и автоматическая трансмиссия. В последней, правда, действует не львовская гидромеханическая коробка, а "автомат" от легкового ЗИЛа — более близкого "Юности" конструктивом.
В кабине "Юности" уютно — обшитая кожзамом, она выглядит строго и монументально. Особенно радуют селектор АКП и переключатели — очень стильно! И сделано всё не просто добротно, а даже лучше.
Посередине — селектор АКП. Поворотные ''крутилки'' вокруг — управление отоплением и вентиляцией. Рычажок справа — элегантная задвижка крышки моторного отсека.
"Но если у "Юности" автоматическая коробка, то откуда тут три, а то и четыре, педали?" — спросит внимательный читатель.
Этот вопрос поначалу озадачил и меня: неужто и сюда ухитрились вкорячить механику от ЗИЛ-130, оставив селектор АКП лишь рудиментом от прежней жизни?
Оказалось, что обмана и переделок здесь вовсе нет. Крайняя справа педаль — акселератор, или газ. Две педали левее — тормоз: какой удобнее, такой и пользуйся. Четвёртая нано-педаль, скраю — тормоз стояночный. Таким образом, водитель "Юности" может тормозить не только головой, но и сразу тремя разными педалями, по вкусу и ситуации.
Ещё "Юность" очень радует… материалами. Если в ней видишь что-то, что похоже на дерево — значит, это действительно дерево, без всяких хитростей. Настоящий высший класс, даже в автобусе — на то и продукция "шестого цеха".
Перегородка между кабиной и салоном, отделанная натуральным деревом.
Обивку заменили уже последующие хозяева, но судя по качеству исполнения — делалось это в заводских условиях.
Из кабины открывается доступ к недрам моторного отсека. Где-то внизу прячется семилитровая бензиновая ''восьмёрка'' ЗИЛ-375 (Урал-375, ЛиАЗ-677) — такая полагалась модели 118КВ как более тяжёлой, чем обычная ''Юность''
Заводская табличка. Автобус выпущен в октябре 1977 года.
Два сидячих места? — спросите вы — на целый автобус?
И вот мы возвращаемся к тому, что ЗИЛ-118КВ — автобус совсем не простой.
ЗИЛ славен не только как производитель среднетоннажных грузовиков и роскошных легковых автомобилей для первых лиц. Копнув ещё, вспоминается давно забытая история с автобусами — эту тему ЗИЛ в своё время передал в Ликино-Дулёво, чтобы расширить производственные возможности для так необходимых стране грузовиков.
А ещё одну "профессию" автомобилей ЗИЛ вспоминают не так часто, и именно к ней относится ЗИЛ-118КВ. Это — боец невидимого фронта, спецавтомобиль для нужд органов госбезопасности. Такие машины предназначались для сопровождения первых лиц в зарубежных поездках, и использовались совсем не для пассажирских перевозок.
ЗИЛ-118КВ — плод работы как ЗИЛа, так и зеленоградского завода "Ангстрем". Интересно, что на этапе разработки ЗИЛу даже не дали информации о том, что же за оборудование должно быть установлено в его кузове. Для примерок заводу были предоставлены лишь картонные макеты, демонстрирующие только размеры устанавливаемой аппаратуры.
Даже в дополнительном руководстве по эксплуатации ЗИЛ-118КВ, внушительной папке сантиметра в два-три толщиной, содержащей подробные описания и схемы самого автомобиля, ничего не сказано о его назначении. Более того, внятной информации о том, для чего на самом деле использовали такие машины, нет и в наши дни. Уважаемые мной источники декларировали две версии о назначении ЗИЛ-118КВ: автомобиль, оснащённый спутниковой спецсвязью, и спецавтомобиль слежения для контрразведки.
Картина Василия Ложкина — ''Родина слышит''
Согласно первой версии, "Юность" в версии 118КВ являлась спецавтомобилем связи и сопровождала кортежи первых лиц. Даже в отъезде советские VIP не были вправе оставлять дела в собственной стране, а службы охраны — должны были иметь защищённые каналы специальной радиосвязи. Таким образом, незаметный автобус, оснащённый мощной радиоаппаратурой, помогал устанавливать связь первых лиц и соответствующих служб с Москвой, находясь даже в сотнях метров от кортежа.
По другой версии, ЗИЛ-118КВ являлся "шпиономобилем" — спецавтобусом для служб контрразведки. Оборудование радиоэлектронного слежения, установленное в незаметной "Юности" с зашторенными окнами, позволяло рутинно контролировать все окружающие средства радиосвязи, в том числе спутниковой. И всё это — сорок лет тому назад!
upd:
Пришло компетентное мнение о том, что ЗИЛ-118КВ предназначался для радиоэлектронной борьбы: глушить радиосвязь, вылавливать устройства прослушки, и так далее. Подробнее прочесть, что такое РЭБ и что она делает, можно, к примеру, тут. Спецавтобус РЭБ также необходим для охраны первых лиц в командировках, в том числе и зарубежных — чтобы чужая Родина вдруг не услышала того, что им слышать не положено.
Мирный советский трансформер (пардон за мобильное качество — поднимается хитро, и на камеру трюк не повторили)
Самая интересная фишка ЗИЛ-118КВ — радиопрозрачный пластиковый колпак крыши, который поднимался, чтобы открыть доступ к антеннам, установленным на крыше автобуса. Дело в том, что весь комплект оборудования в автобус не помещался; антенны и прочую аппаратуру комплектовали модульно, под каждое конкретное задание.
Специально для того, чтобы ЗИЛ-118КВ мог летать в командировки самолётами, в его шасси были предусмотрены петли для швартования, или, говоря простым языком, для закрепления автобуса на борту воздушного судна.
Петля для швартования на передней оси…
…и на задней
А если присмотреться к автобусу внимательнее, то можно увидеть нестандартные "почтовые ящики" в бортах: большой в правом борту, и пару "ящиков" поменьше в юбке
''Почтовые ящики'' ЗИЛ-118КВ
С нижними "ящиками", размещёнными с двух сторон, всё просто: они предназначены всего лишь для вентиляции аппаратуры, работающей в салоне. В верхнем ''почтовом ящике'' прячутся разъёмы для подключения, так сказать, внешних устройств.
А вот три "почтовых ящика" в заднем свесе были и у обычных гражданских "Юностей". Там прячутся горловины топливных баков, которых у "Юности" два. Лючков при этом три — один справа, два слева; в "лишнем" прячется переключатель между баками.
Лючки топливного бака и переключателя между баками на левом борту.
Интерьер этой "Юности" после демонтажа оборудования остался в весьма неприглядном виде, и представления о внутреннем мире ЗИЛ-118КВ не даёт. Словесное описание суть таково: салон был разделён перегородкой не только с кабиной, но и по центру, причём она была интегрирована в силовую структуру кузова. На этой перегородке, и за ней, стояло то-самое-секретное-оборудование, с которым работал оператор спецавтомобиля.
Небольшое помещение у передней двери оставалось оператору спецавтомобиля и его напарнику — тем самым серьёзным людям в костюмах. В их распоряжении были два кресла в салоне, столик и небольшой шкафчик для документов.
Шкафчик и стол для мелких ремонтных работ также видны на заднем плане.
Слева — поворотное кресло оператора спецавтомобиля. Рядом с ним — дополнительное кресло для другого хмурого человека в костюме. Интересно, что спинка и подушка у этого кресла одинаковые, и при необходимости оно могло хитрым образом складываться, чтобы не мешать работе оператора.
При демонтаже оборудования перегородка была удалена прежними владельцами — видимо, при выводе из эксплуатации в государственном гараже. Что уж говорить — даже фотографий того, "как это было", наука пока не знает. Однако у нового владельца обветшавшая с годами "Юность" потихоньку приходит в чувство, и однажды мы увидим её куда более нарядной. И главное — план работ не предполагает конверсии в пассажирский автобус!
Товарищ, знай!
Пройдёт она, так называемая "гласность"
И вот тогда госбезопасность
Припомнит наши имена!