Трансформируюсь
Переменам в женском поведении есть физиологическое объяснение. «При беременности в мозгу у женщины формируется гестационная доминанта (доминанта беременности). Все зоны мозга начинают работать на задачу выносить, родить и сохранить ребенка», — рассказала психолог детско-подросткового отделения клиники «Анима» Ирина Коробова.
На какое-то время беременность становится смыслом жизни. У девушки, которая еще вчера боролась с калориями и обсуждала политику, словно бы меняются настройки. Теперь она бесстрашно поглощает булки и увлеченно изучает детские носочки.
А для того, чтобы будущая мать не бросила ребенка, после родов формируется доминанта материнства. Самый пик ее «обострения» приходится на этап грудного вскармливания. В этот период мать находится с ребенком в симбиозе. Но в три года, по плану природы, симбиоз должен закончиться. Женщина начинает оглядываться по сторонам и вспоминать про свои прежние интересы. «Быть погруженной с головой в материнство после трех лет — уже не норма», — делает вывод Ирина Коробова.
Титя и годовасик
Окружающие часто уверены: беременные и только что родившие женщины глупеют. Психологи уточняют: то, что происходит с молодыми мамами, — на самом деле не глупость, а смена приоритетов. Она начинается с третьего триместра беременности — женщина постепенно становится другой. «Допустим, раньше 70 % мозга были заняты профессиональной деятельностью, остальные 30 % физиологическими нуждами, — рассуждает Ирина Коробова. — Во время беременности мозг приоритеты меняет: теперь уже 70 % ресурсов направлены на беременность, а 30 % — на оставшуюся деятельность.
У матери обостряются другие каналы восприятия. Контроль, учет и анализ всего того, что не относится к беременности и родам, снижается, зато она начинает спиной видеть, чем занимается ее ребенок».
Однако бывают девушки, которые растворяются в материнстве без остатка. И выныривать из него к трем годам не собираются. «Синдром мамаши» — явление уже зафиксированное, изученное и даже превращенное в интернет-мем «яжемать». Главный тревожный признак: концентрация на теме. Что бы ни происходило, женщина с диагнозом «яжемать» прежде всего решает детские задачи: «Работа? Какая работа? Мне некогда, у меня ребенок». И так до подросткового периода, пока малыш не устроит акцию протеста.
Такие женщины словно заболевают категоричностью во взглядах и суждениях. Своим углубленным материнством они размахивают как красной тряпкой, считая всех несогласных ненастоящими женщинами. «Она сдала ребенка в детский сад! Мать-ехидна», — негодуют они на мамском форуме.
«Яжематери» с удовольствием пользуются словами, которые приятны только тем, кто в теме. Людей со стороны от их лексики в прямом смысле тошнит. Пользуясь своим собственным языком, мамочки быстро друг друга находят и сбиваются в стаи. В подробностях обсуждают, как «годовасики покушали титю» и качественно «сходили на горшок». Мега-мама все время говорит «мы», не отделяя себя от чада.
Общая внешняя неухоженность довершает образ «яжематери». Женщины, ушедшие с головой в материнство, часто отличаются лишним весом, отсутствием макияжа, неопрятностью в одежде: «По парикмахерским мне ходить тоже некогда. Я же мать».
За бортом
Женщина, погруженная в детскую тему, как правило, уже не столь сексуальна, как раньше. Какой тут секс, если она слилась с ребенком и живет его жизнью? «Но мужчины реагируют на женщину-мать по-разному. Если муж тоже придерживается идеологии, что дети — это святое, вполне вероятно, что семья будет жить душа в душу», — уверена Ирина Коробова. Муж, не готовый к превращению девушки в «яжемать», в какой-то момент выдыхается от подобного сценария. В норме оба родителя включаются в родительство на равных.
Когда жена уходит в ребенка единолично, муж начинает чувствовать себя ненужным. «У него есть три возможных пути: погрузиться в свои личные дела и хобби, скатиться в зависимость или болезнь либо вообще уйти из семьи», — рассказывает о возможных проблемах психолог, специалист курса по репродуктивному здоровью Международного института психологии и психотерапии Татьяна Ефанова.
Группа риска
Девушки, которых материнство взяло в плен и не отпустило, имели на это веские причины. Одна из них — гиперкомпенсация. Девочка, которую не любила мама, вполне может вырасти с железным убеждением дать и передать своему ребенку то, чего недополучила сама. Она окружает его гиперопекой и сюсюканием за себя и свою холодную мать.
Вторая распространенная причина — отсутствие самореализации. Материнство может захватить женщину тогда, когда она просто не знает, чем еще себя занять. Чаще всего такие мамы становятся многодетными.
Уйти в декрет и там навсегда остаться стремятся и те, у кого есть трудности в социальной адаптации. Для девушки, которая боится общаться с людьми, ходить на работу, — это слишком сложно. Социум ее пугает. А вот сидеть дома с ребенком комфортно. Ее мир сужается до общения с мужем, ребенком и другими такими же домашними хозяйками.
Еще одна причина, чтобы утонуть в ребенке: инфантильность. Муж для инфантильной девушки по определению кормилец. Сидеть дома «просто так» стыдно, а вот став матерью — уже почетно. Ребенок появляется не из любви к потомству, а для того, чтобы осесть дома с чистой совестью, защищаясь при необходимости позицией «яжемать».
Инфантильные девушки чаще всего становятся ярыми поклонницами форумов по материнству, посвящая б?льшую часть времени не ребенку, а его описанию.
«Некоторые женщины могут часами обсуждать материнство, сидя за компьютером, забывая о настоящем ребенке, который требует внимания», — рассказывает о своих наблюдениях Татьяна Ефанова.
Что делать?
По прогнозу психологов, в 2–3 года погружение в материнство должно пройти. Крайний срок — 6–7 лет, когда ребенок отправляется в школу. К этому возрасту мама должна уже мечтать о том, чтобы он стал самостоятельным.
Обратная сторона медали: чем дольше женщина «сидит» в ребенке, тем страшнее ей выходить в социум. Мысль «Мне некогда ходить на работу, потому что ребенку нужны прогулки, домашнее питание и кружки» крепчает год от года, превращаясь наконец в камень преткновения.
«Что начинают делать дети у таких матерей? Они начинают часто болеть, давая маме повод оставаться дома и погружаться в материнство с новой силой», — рассказывает Ирина Коробова.
Психологи советуют: как только вы заметили за собой избыточное материнство, попробуйте понять — какие выгоды оно вам дает? Что вам греет душу — социальное одобрение или удовольствие от симбиоза? Полезно послушать обратную связь от окружающих с целью выяснить, как они вас видят, и найти ответ на вопрос: почему вдруг мир свернулся до обсуждения подгузников и детского питания на форуме мам?
Так же честно нужно поговорить с мужем и узнать — каково ему живется в паре с женщиной, превратившей семью в детский сад.
Галина Ахметова