Почему заводам Ахметова разрешили травить Мариуполь
Категория: Политика
6 июля 2017
Прошло более полугода с того времени, как меткомбинаты бизнесмена Рината Ахметова в Мариуполе выторговали себе новые разрешения на еще большие выбросы.
МК "Азовсталь" и МК "ММК им. Ильича" в течение пятилетнего срока предыдущего разрешения так и не провели обещанную модернизацию предприятия. Заводы должны были привести в порядок свои источники выбросов и уменьшить вредность производства для экологии. Однако, этого не сделали.
Вот в этом документе все обязательства, которые не выполнил "Метинвест".
Теперь они будут выбрасывать в воздух 750 мг/куб.м загрязнений (в 1,5 раза больше, чем было) еще минимум семь лет. Это разрешение Метинвесту нужно, чтобы не платить огромные штрафы за загрязнение атмосферы.
В декабре прошлого года такие капризы меткомбинатов вызвали возмущение среди жителей города, однако акции протеста ни к чему не привели.
За ахметовский бизнес "вписался" председатель Донецкой областной ВГА Павел Жебривский, который назначил комиссию по контролю за выполнением плана модернизации. И додумался в ее состав включить трех представителей от самих меткомбинатов. То есть комиссия, которая должна контролировать заводы, имеет там своих людей. Гениально.
Последствия – густой дым, напоминающий туман, в солнечный жаркий день невооруженным глазом видно в районах металлургических комбинатов и на участках города, расположенные в низинах.
Очередной случай массовых выбросов мариупольцы почувствовали, когда без предупреждения на "Азовстали" начали продувки доменной печи. Клубы дыма и неприятный запах вызвал панику и возмущение. Ни одного сообщения о планах заводчан никто не видел ни в местных СМИ, ни на официальном сайте горсовета – по словам директора департамента по вопросам экологии, энергоменеджмента, охраны труда и гражданской безопасности Мариупольского горсовета Ваагна Мнацаканяна, горсовет о продувке печи металлурги тоже не предупредили.
Профильный департамент не только не был в курсе запланированного вредного для экологии мероприятия, но и не берется комментировать то, насколько опасная ситуация из-за этого сложилась. Потому что во время продувки не было сделано никаких замеров относительно присутствия в воздухе вредных веществ. "Нам не было предварительного уведомления, поэтому передвижная лаборатория там не работала. Говорить о нанесенном вреде я не могу", - ответил на вопрос журналиста Depo.Донбасс Мнацаканян.
Как свидетельствует мариупольская практика, эта передвижная лаборатория редко появляется "в нужное время в нужном месте". График ее работы заранее публикуется на сайте горсовета, впрочем только с датами, без указания конкретных часов.
По словам председателя депутатской комиссии по социальной защите, здравоохранению и экологии Максима Бородина, он неоднократно пытался узнать этот самый час, но безрезультатно. Сейчас Бородин подал соответствующее заявление в полицию, открыто уголовное производство о препятствовании депутатской деятельности в виде непредоставления информации о выезде лаборатории. "О выезде лаборатории сообщают заводчанам, а не депутатам. И даже, если лаборатория по запросу приедет на место уже после выбросов, она не может зафиксировать реальную картину. Какой тогда смысл? Сейчас мы не можем выдвинуть обвинений загрязнителю, потому что конкретных аргументов с точными цифрами, свидетельствами о превышении предельных норм вредных веществ, не имеем", - говорит Бородин.
Мнацаканян, в свою очередь, так объясняет ситуацию: "У сотрудников передвижной лаборатории обычный рабочий день - с 8 до 17. За день у них есть несколько выездных точек. Если на какой-то из них возникают проблемы, то они могут задержаться. На каждом конкретном месте лаборатория может стоять и час, и два, и три. Спрогнозировать, когда она приедет на следующее место, невозможно. Если же вы предлагаете оснастить лаборатории GPS, то это уже другой вопрос".
На следующие вопросы журналиста относительно передвижной лаборатории у Мнацаканяна один ответ: "Лаборатория находится в аренде у гидрометеобсерватории, поэтому мы не влияем на ее работу".
Еще один из вариантов фиксирования выбросов - мониторинговые стационарные посты, которые устанавливает обладминистрация. Впрочем, пока их информации в открытом доступе нет. "Мы направили соответствующий запрос председателю ДонОГА Павлу Жебривскому, ждем от него ответа, заработает ли все должным образом", - рассказывает Бородин.
То есть меткомбинаты Ахметова не только увеличили выбросы согласно официальных разрешений, но и вконец обнаглели из-за того, что зафиксировать, что именно они выбрасывают в воздух, невозможно или же этого не делается. Чем дышат жители города и как это влияет на их здоровье, никто не знает.
Тем временем, пока горожане продолжают жаловаться на состояние воздуха и рассказывают о многочисленных знакомых и родных, которые умерли в Мариуполе от рака, начальник управления здравоохранения мариупольского горсовета Сергей Данилков в эфире местного телеканала "До ТеБе" отметил, что связи между выбросами меткомбинатов и состоянием здоровья мариупольцев не видит.
"Мариуполь - наиболее урбанизированная зона Донбасса. По статистике превышение среднеобластного уровня характерных болезней для этой зоны - 3,8%. Это нормально. Смертность несколько выше общеукраинской, но несущественно. Больше половины приходится на смерть от сердечно-сосудистых заболеваний. С экологией это трудно связать. От онкологии 14,7% был уровень смертности в 2015 году, 14,3% - в 2016 году. Общее количество уменьшается. А тенденция к росту онкозаболеваний во всем мире", - убеждает Данилков.
Также он приводит статистику по количеству случаев рака и причин его возникновения. "Первое место по онкологии занимает рак кожи. Это можно объяснить просто тем, что мы – южный регион. Культура населения по отношению к солнцу не очень правильная. Много людей загорает в жару. Второе место - рак молочной железы. Здесь играют роль дисгормональные нарушения. Это способ выращивания мяса с гормонами, гормоны в косметике, неправильный прием противозачаточных средств. Если мы говорим об атмосфере, то на первом месте должен стоять рак легких. А он стоит на третьем. И почти равен среднеукраинскому. Причиной возникновения рака легких у некурящих являются выбросы радона. На сегодня наибольшая в стране заболеваемость от рака легких у Кировоградской области, где есть соответствующие шахты. Далее - ободочная кишка и желудок. Это из-за потребления в пищу консервированного и копченого мяса", - говорит Данилков.
Между тем, мэр города Вадим Бойченко – выходец из бизнес-структуры Ахметова – обещает улучшить экологию в течение пяти лет.
"Мы все знаем, что экологическая ситуация в городе не самая лучшая. Впрочем, в ближайшие пять лет планируем ее улучшить. В частности, снижением промышленного загрязнения атмосферного воздуха, выбросов автомобилей, шумового загрязнения. Еще будем модернизировать системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха. Также мы планируем внедрить системы очистки ливневых стоков, чтобы доля очищенных ливневых стоков достигала 80%", – рассказал Бойченко.
Но то, как он и возглавляемая им мэрия относится к неконтролируемым выбросам меткомбинатов, заставляет заподозрить, что вышеупомянутые слова - просто слова.
Все время, когда происходили уже упоминавшиеся продувки печи, Бойченко делал вид, что ничего не происходит. Его чиновники также молчали, словно проблемы с экологией в городе не существует. Молчал мэр и летом прошлого года, когда Мариуполь окутало "рыжее облако". Молчали и руководители меткомбинатов, пока жители не устроили бурю в Facebook.
Оказывается, на комбинате несколько дней наблюдали, как растет "трещина" в системе газоочистки конвертерного цеха №2. С ней пытались что-то сделать, но производство не останавливали, пока мариупольцы не закричали на всю страну, что дышать уже совсем нечем.
Такое отношение говорит только об одном - бизнесу Ахметова дали полный картбланш. А то, что травятся люди – все равно.
Однако в "Метинвесте" говорят, что на ММК сейчас идет большая модернизация аглофабрики, а на "Азовстали" запланирован капитальный ремонт одной из доменных печей. Насколько это снизит загрязнение воздуха, пока неизвестно.