Как Одесса променяла свой туристический имидж на "русский мир"
Категория: Политика
3 мая 2017
Лет десять назад сестра моего друга попала с экскурсионной группой в Париж. Попала – и была шокирована. "Вы представляете, - рассказывала она по возвращении, - там в центре, возле Эйфелевой башни, только арабы и негры!" А она ожидала увидеть город Нотр-Дам де Пари а также бистро, шампанского и красивых женщин с божественным ароматом легендарных духов. Одним словом, город всего того, что формирует туристическую привлекательность французской столицы. И за чем едут люди со всего мира. Едут и будут ехать – ибо имидж Парижа именно таков. Сформированный десятилетиями, если не веками.
Имидж, который на самом деле очень легко потерять – но так трудно приобрести. Я вспоминаю 2007 год, когда я впервые побывал в Одессе. Той Одессе Утесова и Бени Крика, Одессе непередаваемого одесского юмора (проедьтесь в трамвае и послушайте пожилых людей – они еще несут в себе ту исчезающую еврейскую интонацию, которую довольно неплохо, по словам самих одесситов, показали в "Ликвидации"), Одессе – вольном городе и детище Дюка Ришелье. Это впечатление – одно из самых сильных за все мои многочисленные путешествия по Украине. С ним может сравниться разве что другая туристическая жемчужина нашей страны, Львов. Но...
Но события 2 мая 2014 года подпортили это впечатление. И имидж города тоже. И не столько сами по себе события, хотя и они тоже – сколько участие в них и реакция на них самих одесситов. И тех, которые принимали участие, и тех, которые остались дома, но явно сочувствовали и поддерживали людей, пытавшихся превратить эту жемчужину на берегу Черного моря в... Собственно, в. 730 километров на восток – и мы видим город, которому удалось свое "2 мая". Город, в котором Украина тогда проиграла. Неужели одесситы хотели своему городу такой же участи?
У меня, как, думаю, у многих из нас, есть много знакомых-приятелей из Донбасса. "С Донбасса" – это значит "уехали оттуда после начала войны". Так вот, не раз и не два я слышал от них: "Я больше туда не поеду никогда". Один человек сказал так, что меня даже тронуло. "Я поеду туда (в Донецк – В.М.) один раз. Чтобы увидеть, как будут сносить памятник Ленину. И пройтись по переименованным улицам. А после этого навсегда уеду прочь". Такую судьбу, такую реакцию, такое отношение к городу готовили и Одессе. Слава Богу и людям, которые пожертвовали в том числе и своими жизнями, обошлось.
Но обошлось не потому, что этого захотел город. Тот небольшой процент патриотически настроенных одесситов – это отнюдь не весь город, как бы кому не хотелось доказать обратное. Одесса – до черта ватный, зазомбированный и замороченный город. Результаты любых выборов вам в помощь, тем, кто на этих словах соберется спорить со мной. Это вами, одесситы, избранная местная власть устроила перед самой годовщиной событий на Куликовом поле историю и истерию с контрдекоммунизацией. И вы, многие из вас, это поддерживают. Тем самым – я более чем уверен, не осознавая этого, потому что у украинцев еще не сформировалось соответствующее буржуазное мышление (украсть побольше денег и закопать в банке на огороде – это, извините, немного не то) – потенциально уничтожая главный капитал Одессы. Ее туристическую привлекательность.
Вспомните, что писали некоторые европейские СМИ об Украине перед Евро-2012. Какие страшилки рассказывали. Было откровенно смешно читать. Но – это как раз тот случай, когда уже "зачетка работает на студента". Когда имидж уже сформирован таким образом, что любые подобные байки пойдут на ура. И шли. Так будет, если уже не есть, и с Одессой. Город разгульной Дерибасовской и красивого Приморского бульвара превратится в город кровавого Куликова поля и почерневшего Дома профсоюзов.
И это отнюдь не мои фантазии, а суровая реальность. Реальность, которую воплотил в жизнь еще один курортный регион Украины, Крым. Где сами крымчане уничтожают свой край. Край, который семимильными шагами приближается к той точке невозврата, после которой о Крыме курортном можно будет забыть навсегда. Да, я тоже более чем уверен, что результаты "референдума" были написаны просто по указке Кремля. Но крымчане уничтожили свой край не тогда, весной 2014 года – они делали это все 23 года независимости, "хавая" российскую пропаганду и поддаваясь зомбированию месседжами из Кремля. А "референдум" – это уже развязка истории. И теперь фотографии пустых пляжей южного Крыма, вода с водорослями в степном Крыму – это лишь логическое следствие той деятельности или бездеятельности (тут разницы нет никакой) аборигенов, которая не могла к этому не привести.
И даже когда Крым будет освобожден – туда еще долго не будут ездить так, как раньше. Все тот же имидж – где к совковому сервису и совковой же грязи прибавилось уже откровенное украинофобство и банальное предательство.
Одесса не стала "Одесской народной республикой". Но стала городом, где вата пыталась – и до сих пор хочет и может (несмотря на эти откровенно антиукраинские попытки отменить декоммунизацию) – это сделать. И этот имидж, одесситы, с вашим городом, боюсь, надолго. Поэтому вы можете сколько угодно доказывать европейцам, как киевляне или харьковчане в 2012 году, что все это не так, что Одесса и сегодня - спокойный красивый город, полный легенд и историй. Но этот пепел Дома профсоюзов, как пепел Клааса, будет стучать в сердце каждого, кто собирается туда на отдых или просто в путешествие. Особенно в знаковые теперь первые майские дни.