За сколько Лукашенко продал Беларусь Путину
Категория: Политика
11 апреля 2017
О том, что Владимир Путин и Александр Лукашенко сумели "уладить" спор относительно цен и долгов за газ, и "обо всем договорились", мир узнал еще неделю назад.
Зато сегодня всплыли новые подробности, в чем именно эти договоренности заключались.
Беларусь получит кредит почти на миллиард долларов непосредственно от Москвы.
Еще Минск получит два транша кредита от "Евразийского фонда стабилизации и развития" (то есть, опять-таки, от Москвы), общей суммой на 600 000 000 долларов.
Кредиты "поступят в Беларусь на очень выгодных условиях, в хорошие сроки, по низким ставкам и так далее", заявил заместитель белорусского премьера Владимир Семашко, который и не скрывал, что эти деньги - это, в основном, рефинансирование предыдущих долговых обязательств Беларуси перед Россией.
Собственно, это не первый заем Минска, взятый в России исключительно для того, чтобы оплатить предыдущие долги и проценты по ним.
Ну, и немного поддержать казну, конечно, тоже.
Например, в 2015 году белорусы с этой же целью взяли без малого миллиард долларов займа (два кредита на 760 и 110 000 000 долларов соответственно).
Однако сейчас, через два года, для поддержки платежного баланса, похоже, нужна в полтора раза больше сумма.
Очевидно, сказывается почти семисотмиллионный долг перед "Газпромом", который возник из-за того, что Лукашенко и Путин немного по-разному считали цену на российский газ.
Что еще - кроме оплаты услуг "Газпрома", конечно - получит Россия?
Судя по всему, практически ничего.
По результатам переговоров белорусский президент заявил, что Россия "не готова" к созданию союза с Беларусью.
"Мы сегодня к этому (новому союзному государству - ред.) Не готовы. И не столько белорусы, сколько россияне, российское руководство", - отметил Лукашенко.
Естественно, что никаких анонсов совместных экономических или политических проектов тоже не прозвучало.
Проще говоря, Путин за свой кредит сумел вернуть себе выплаты по предыдущим кредитам - и возможность надеяться на то, что Минск оказался в еще большей финансовой зависимости от Москвы.
При этом долг Беларуси, который непрестанно растет, вряд ли так эффективно связывает Минск с Москвой, как на то надеются в Кремле.
Потому что пока в должности белорусского президента остается Александр Лукашенко, России не остается ничего другого, как поддерживать его во избежание движения Беларуси в сторону Европы, и, главное, политической дестабилизации, которая однозначно приведет к активизации проевропейской оппозиции.
Единственная альтернатива - введение войск, к которому в Кремле пока явно не готовы.
Когда же по тем или иным причинам Лукашенко с белорусского политического Олимпа исчезнет - то российский долг не вернет никто и никогда.
Для начала потому, что в Беларуси нечем его возвращать.
А искать средства на международных рынках капитала под залог белорусских активов, в принципе, возможно - но очень, очень проблематично.
А, во-вторых, смена или правящего диктатора, что, не исключено, или политического строя в стране, будет сопровождаться и отказом от долговых обязательств предыдущей власти.
Как, собственно говоря, и произошло в Украине.
Конечно, подобное решение всегда можно обжаловать в суде, и, при определенном везении, даже довести за три или пять лет дело до дефолта должника - но в деле возвращения денег это все равно не поможет.
И вряд ли Путин не понимает, что "кредиты" для белорусской экономики - это лишь искусственная поддержка существования неэффективного политического режима в соседней стране.
Так же как и "инвестиции" для развития "экономики" Северного Кавказа, Абхазии, Южной Осетии, Крыма, в конце концов.
Это попытка купить лояльность соседей и собственных граждан за остатки нефтедолларов.
Поскольку, чисто экономического интереса в отношениях с Москвой у Минска нет.
Реальных угроз, от которых Россия могла бы уберечь Беларусь, в природе не существует.
Поэтому все, что остается - это либо угрозы (в реальности которых Лукашенко сомневается - но противодействие им готовит) - либо подкуп.
Поэтому кредиты растут, Лукашенко, получив полтора миллиарда долларов, вместо того, чтоб поблагодарить, рассказывает о "неготовности российского руководства", и выхода из этой "продажной дружбы" пока в Кремле не видят.