Как ссуды стали ширмой для государственных чиновников
С 1 апреля для отечественных СМИ наступила горячая пора: журналисты активно рыщут по Госреестру в поисках интересной информации в электронных декларациях украинских высших чиновников. Ожидаемо в этих дебрях цифр и различных объектов имущества находится немало данных, которые должны были бы заинтересовать правоохранительные органы.
В частности, ироническую реакцию в соцсетях вызвала свежая декларация бывшего главы Администрации Виктора Януковича Сергея Левочкина. Согласно официальной декларации, при годовом доходе в почти три миллиона гривен нынешний нардеп от "Оппоблока" одолжил у матери Евгении Левочкиной 5 млн грн. В е-декларации Левочкина указано, что заем осуществлен для "оптимального использования семейных финансовых средств". Насколько "оптимальной", а главное законной является эта схема перевода своих же средств через родственников, следовало бы спросить у следователей НАБУ, которые отвечают за расследование коррупции госслужащих высокого ранга.
Однако существует серьезное подозрение, что нарушений ведомство Артема Сытника в данной истории не найдет. Как и во многих других. Вот лишь несколько примеров "кредитных игр", подобных описанной выше. Вечный председатель Центризбиркома Михаил Охендовский, а вернее его жена, дала в долг третьим лицам... 400 тыс. долларов. Как семья Охендовських объяснит, откуда у них появилась сумма, которую они могут безболезненно одолжить кому-то, когда их совокупный годовой доход составляет менее миллиона гривен?
Также выделился скандальный мэр Ирпеня Владимир Карплюк. Его жена заняла 6,8 млн грн. Это не помешало ей приобрести два автомобиля и два загородных дома. Сам Карплюк в прошлом году заработал 1,7 млн грн, а его супруга - 6 млн 442 тыс. грн. Что заработала, то и одолжила?
Интересные кредиторские отношения в семье братьев-нардепов БПП Дубневичей. Богдан Дубневич предоставил беспроцентный целевой кредит в размере 20 млн долларов сыну Павлу. По два миллиона долларов в долг политик дал и дочерям Надежде и Богдане. Таким же путем пошел и его брат Ярослав. Народный депутат одолжил дочери Роксолане 2,78 млн евро и 2 млн долларов. Никто не сомневается, что молодым людям такие деньги пригодятся, но в целом это выглядит смешно. И заодно – грустно. Ведь подобные фокусы с кредитами - это возможность "отмыться" от любой суммы.
Пожалуй, сейчас немного подзабылась громкая история с квартирой нардепа-"еврооптимиста" Сергея Лещенко. Напомним, суд его квартирное дело закрыл. А осенью прошлого года повсюду гремело: ради покупки "гнездышка" в самом центре Киева бывший журналист якобы взял в долг 3 млн 770 тыс. грн. у своей бывшей начальницы, хозяйки сайта "Украинская правда" Елены Притулы. Впоследствии выяснились и другие подробности - заем у невесты ди-джея Топольской и деньги, снятые с депозитных счетов, оформленных на имя матери депутата Татьяны Яковлевны. Тогда НАБУ отказалось возбуждать дело против нардепа. Хотя эксперты предупреждали: создан опасный прецедент, которым обязательно воспользуются другие.
Теперь, если НАБУ начнет приставать к игрокам с кредитами", а их, очевидно, очень много, те будут говорить про избирательность и двойные стандарты. Ну, и про политическое преследование, конечно. А опытные адвокаты на основании прецедента будут разваливать в судах дела, если, конечно, они до судов дойдут. Да, у нас официально нет прецедентного права, но почему бы тому же Левочкину не заявить: раз Лещенко можно, то какие претензии у НАБУ могут быть к нему. Все понимают, что доходы этих двух депутатов несравнимы, но и у позиции "оппоблоковца" обязательно найдутся сторонники.